Правительство Масимова ничего не сможет поменять, а стране нужны перемены. И в первую очередь — в Конституции — от этом говорит известный казахстанский политолог Айдос Сарым в интервью корреспонденту газеты «Жас Алаш» Ельнур Бахыткызы.
– Достигли ли своей цели выборы в Мажилис? Что можете сказать о новом составе нижней палаты Парламента, его спикере?
– На мой взгляд, люди, задумавшие и планировавшие проведение этих выборов, достигли своей цели. Когда речь заходит о выборах, мы зачастую говорим о власти, о многом другом, но в конце концов все зависит от нас. Какое общество — такие и выборы. И здесь нечему удивляться или о чем-то сожалеть. Это зависит от качества общества, от процессов, происходящих внутри него. А что касается спикера, я лично хорошо знаю Бахтыкожу Измухамбетова.
Одна из главных задач нынешней парламентской системы –
реализация грандиозных конституционных изменений. А новому спикеру Мажилиса такая задача вполне по плечу
Это во-первых. Во-вторых, одна из проблем, которую сегодня должны обсуждать мажилисмены – какими должны быть изменения в Конституции?
На мой взгляд, эту проблему нужно обсудить в обществе и поставить перед властью конкретные задачи — какие нужно внести изменения в Конституцию, какую направленность они должны иметь, и дать понять, каких изменений желает народ.
Так, одно из направлений предстоящей конституционной реформы — судебная система. В программе «Сто шагов» сказано, что у нас, как и в Дубаи, должна быть особая судебная система для иностранных инвесторов.
Казахстан — унитарное государство, у него есть собственная судебная система со своей структурой. А если в будущем будет сформирована вторая судебная система, то насколько она будет эффективной для нас? Нужна она нам или нет? К сожалению, среди юристов нет даже намека на обсуждение этой проблемы.
Накануне выборов
спикер Сената Касым-Жомарт Токаев, а затем и сам Нурсултан Назарбаев обмолвились о необходимости конституционных изменений по распределению полномочий между ветвями власти
В каком качестве это должно быть, что нам выгодно?
Нужно понимать, что Конституция нужна нам, гражданам РК. Насколько оправдано вносить в нее частые изменения, и тем более, по инициативе властей?
Вторая проблема — усиление роли парламента. То есть необходимо усилить потенциал депутатов. Любой депутат должен обладать достаточными полномочиями, чтобы спросить с любого акима или министра по конкретным проблемам. Такова мировая практика
– Возможно ли с нынешним парламентом перейти на парламентско-президентскую форму правления? Я это спрашиваю, потому что когда президент сказал, что не видит необходимости распускать действующее правительство, депутаты почти единогласно поддержали его.
– Это вопрос, касающийся психологии власти, президента. За многие годы наблюдений мы знаем, что у Назарбаева есть традиционная черта.
Президент не принимает решений под внешним давлением
Рано или поздно, но решения принимаются, когда они приходят в соответствие с желаниями общества… Сказать честно,
правительство Карима Масимова не способно изменить ни экономическую ситуацию в стране, ни что-либо другое
Как бы то ни было, правительство должно обновиться вполовину. В блок правительства, ответственный за экономическую политику, нужны специалисты, мыслящие современными категориями и способные обеспечить правильное направление развития экономики.
Все мы заметили одно обстоятельство. Когда упала цена на нефть, показалось, что власть готова немного прислушаться к обществу и провести некоторые изменения. Но повышение цены на нефть вновь возродило диктат и эгоизм власти.
Лично я, признаюсь, не хотел бы, чтобы цена на нефть падала, расхищались бюджетные средства, но как не крути, а наша экономика полностью зависит от нефти.
Есть только одна сила, которая развивает и тащит общество вперед, – это
внутренняя энергия, сила воли его граждан, их устремление в будущее
Чтобы обеспечить это, мы все равно придем к демократии.
Во время президентских выборов прозвучала мысль: демократия — конечный пункт нашего пути. И с научной, и с философской точкек зрения — это ошибочное заключение. Демократия — не конечный пункт пути, не горы, куда можно вступить, это — процесс. То есть процесс, обеспечивающий зависимость власти от народа. Мы с вами дышим воздухом, наши сердца бьются. Для общества демократия — процесс, обеспечивающий деятельность его организма.
Мы ставили цель войти в первую тридцатку развитых стран. Хорошая идея. Кто входит в их число? Этот вопрос я адресовал своим друзьям экономистам. Кто-то назвал США, другой — Индию, третий — Китай. В действительности, в первую тридцатку входят западные страны, Япония, Сингапур и Южная Корея. Что их объединяет? Власть в этих странах обновляется путем демократических выборов.
В тридцатку не входят ни Россия, ни Индия, ни Китай
В первых рядах такие небольшие страны, как Норвегия и Дания. Мы стремимся войти в их число. Но как бы не стремились, никогда не станем ни Россией, ни Китаем.
– Если нам скажут — не надо торопиться, сейчас демократия ни к чему, как тогда в нашей стране будет формироваться передовая система?
– Если сегодня 70-80 процентов населения Казахстана захочет изменений, то власть рано или поздно пойдет на такой шаг. Наступило время, когда власть, не говоря о митингах даже, прислушивается к мнению 300-400 человек, затрагивающих какую-то проблему в социальных сетях. А почему мы, публичные лица общества, не требуем таких изменений? Если общество скажет, что такие изменения нужны, власть никуда не денется. Обществу нужно определить 15-20 требований и продвигать их, тогда будут и изменения. Если организовать общественные обсуждения, изменится и Конституция. Проблемы государственного языка, образования и другие вопросы, требующие принятия решений, необходимо выносить на суд общественности и требовать изменений.
Источник: Жас Алаш