Правительство Японии отказалось участвовать в принципиально важном для Китая проекте — Азиатском банке инфраструктурных инвестиций (АБИИ). В случае успешной реализации китайского проекта «Один пояс — один путь» АБИИ станет важным инструментом влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Очевидно, Япония не заинтересована в таком развитии событий.
Решение, принятое правительством Японии, не было неожиданностью, но вызвало жаркие дебаты. Позицию противников уклонения от вступления в АБИИ высказал японский политолог Сува Казуюки:
отказавшись вступить, Япония осталась позади нового ключевого процесса в Азиатско-Тихоокеанском регионе
Ажиотаж вокруг АБИИ вызван пониманием, что новый институт бросит мощный вызов сложившемуся в Азиатско-тихоокеанском регионе политическому и экономическому порядку. И еще важней роль банка в качестве главного финансового механизма проекта «Один пояс-один путь», включающего в себя «Экономический пояс Шелкового пути» и «Морской Шелковый путь 21 века». Весной 2015 г. министр МИД Китая Ван Йи однозначно заявил, что «Одному поясу-одному пути» в 2016 г. будет присвоен внешнеполитический приоритет высшего уровня.
Лидер Китая Си Цзинпинь до недавнего времени ограничивался уклончивыми фразами и общими словами относительно некоторых проектов. В конце марта 2015 г. Цзинпинь выпустил программный документ с подробным описанием концепции и плана реализации своей инициативы, сопроводив это публичным выступлением: «Видение и меры по совместному построению «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути 21 века».
Было сказано, что проект охватит «континенты Азии, Европы и Африки со всеми морями, к ним прилегающими» и в его рамках будет налажено сотрудничество практически в каждой отрасли и сфере человеческой деятельности, включая торговлю, развитие инфраструктуры, инвестиций и финансов. Тогда же, а точнее на Боаоском форуме по Азии, лидер Китая сказал, что пояс, путь и АБИИ являются элементами одной комплексной программы. Цзинпинь отметил, что Шелковый путь фактически уже в работе, а что касается АБИИ, то завершение подготовки к запуску банка идет форсированными темпами.
Для презентации проекта «Экономического пояса Шелкового пути» лидер Китая избрал Казахстан (событие состоялось 7 сентября 2013 г.). Первая публичная презентация «Морского Шелкового пути 21-го века» состоялась 3 октября 2013 г. в парламенте Индонезии. Этому предшествовало первое упоминание о будущем Азиатском банке инфраструктурных инвестиций. 2 октября Цзинпинь сообщил президенту Малайзии Сусило Бамбанг Юдхойоно о финансовом институте с уставным капиталом в 10 миллиардов долларов США и штаб-квартирой в Пекине — для развития инфраструктуры в самых отсталых регионах Азии. Первое упоминание об этих проектах как составных частях единой национальной программы состоялось на 3-м пленуме 18-го Центрального комитета Коммунистической партии Китая 12 ноября 2013 г., на котором лидер Китая приказал принять меры к «построению Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути 21 века».
Процесс добровольного присоединения целых стран к новой финансово-инвестиционной инициативе Китая пошел быстрее, когда свою заявку на участие в банке в качестве партнера-соучредителя подала Великобритания, за которой последовали Германия, Южная Корея, Россия и Бразилия. Тайвань также подал свою заявку, причем за несколько часов до истечения крайнего срока. Всего успело присоединиться 50 стран и территорий.
Министр финансов Японии Таро Асо все-таки высказался, что «Япония, с условием, что ее опасения будут приняты и учтены, могла бы присоединиться к переговорам об участии и долях, которыми будут владеть разные инвесторы». Следом выступил Секретарь казначейства США Джек Лью, который практически повторил слова японской стороны – «США готовы приветствовать АБИИ при условии, что этот банк дополнит существующие финансовые институты и разделит твердую приверженность международного сообщества исконным принципам процесса принятия решений и постоянно совершенствующимся стандартам, и условиям безопасности индустрии кредитования».
Но в конечном итоге обе страны уклонились от участия в АБИИ. Министр финансов Японии г-н Асо еще и пожаловался, что Пекин отказался удовлетворить запросы Токио о финансовых стандартах и принципах управления в будущем банке. Может потому что ответов у Пекина пока нет. Это косвенно подтверждает тот факт, что в «Видении…» говорится о принципах ООН, заложенных в платформу китайской инициативы с использованием в том числе существующих механизмов финансирования, но нигде нет конкретного указания на то, что именно АБИИ является единственным инструментом для реализации Пояса и Пути.
Как отмечают японские политологи, переживающие за то, что Япония не присоединилась к АБИИ, манера правления в Китае иная, нежели в Японии. По сути, японские политологи отмечают «штурмовщину», т. е. шумное начало и последующие корректировки курса в стратегии Китая, с чем ортодоксально неторопливые и по своему методичные лидеры Японии согласиться не могли.
В Японии бытует мнение, что правительство намеренно уклонялось от принятия окончательного решения, не делясь ни с кем своими планами, так как с самого начала приняло решение не присоединяться к АБИИ
Упущенными возможностями в связи с этим решением являются следующие:
Руководство Японии допустило стратегическую ошибку, поставив под вопрос свою будущую победу в гонке за лидерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так как не обладает конкурентными качествами, присущими Китаю в одном букете со штурмовщиной — гибкостью и здоровым приспособленчеством.