Утвержденная и введенная Министерством образования страны школьная форма вызвала неоднозначную реакцию общественности страны и определенный резонанс. Не осталось в стороне от столь щепетильной проблемы и Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК), которое на страницах казахскоязычного интернет-издания Ult.kz опубликовало свою точку зрения на эту проблему.
«Исламская религия предписывает мусульманам, мужчинам и женщинам, одеваться в соответствии с требованиями шариата. Ношение длинной одежды, максимально покрывающей все тело и платков оберегает честь и достоинство женщин-мусульманок.
Так, Аллах в священном Коране приказал: «Пророк! Скажи своим женам, дочерям и всем женам правоверных: пусть покроют свои тела одеянием…» (суре «Ахзап», 59-аят)
В аяте четко не определен цвет и образец одежды. Поэтому каждая нация, каждая культура приказ Аллаха исполняет в соответствии со своими традициями, историческими канонами и менталитетом
Духовное управление мусульман Казахстана советует девушкам и женщинам одеваться собранно, согласно традициям казахского народа. Не следует носить вызывающую одежду, подчеркивающую формы женского тела, избегать ношения платьев черного цвета.
Ношение паранджи (никаба) – не наша традиция и не традиция наших предков
Мы призываем мусульман — родителей учеников относиться с пониманием к требованиям, предъявляемым к одежде школьников. Неправильно обострять эту проблему — никто в стране однозначно не запретил ношение платков. Такое решение принято в целях соблюдения единообразия школьной формы.
Согласно Конституции, наша страна — светское государство, где существует свобода вероисповедания граждан. Однако наряду с этим в Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» четко указано — религиозные объединения не вмешиваются в деятельность государства. Сфера образования и воспитания в стране отделена от религии и носит светский характер.
Верующие не живут обособленно. Мусульмане с уважением относятся к закону.
Законодательство страны обязывает нас реализовать право детей на среднее образование. Нельзя забывать, что необразованность ведет к беспорядкам. Поэтому мы советуем обратить внимание на получение нашими дочерьми полноценного светского образования.
Духовное управление желает,
чтобы наши дочери носили, согласно нашим традициям, платки, платья, максимально покрывающие все части тела, и вели себя уважительно
В связи с этим просим, чтобы администрации и общественные объединения школ при принятии на местах школьной формы учитывали пожелания мусульманской общины.
Пусть Аллах дарует нашей стране достаток, народу — единство! Аминь!».
Источник: Ult.kz (перевод — Кайрат Матреков)
Как утверждает казахстанский религиовед Абдикарим Абдимомынов, в Казахстане запрет хиджаба в школе вряд ли спровоцирует возмущения, как это было в Чечне.
«Это просто невозможно. Нужно признать, у нашего народа очень высокий интеллект. У нас все понимают, что школы в Казахстане являются собственностью государства, и государство имеет право диктовать свои условия.
Шариат запрещает хозяйничать в чужом доме, вмешиваться в чужие традиции. Поэтому, запрещая в школах ношение хиджаба, государство не ущемляет ничьи права или достоинства»,
говорит Абдикарим Абдимомынов.
По мнению блогера и независимого журналиста Жолымбета Макишева, для казахстанских детей, носящих хиджаб, логичней было бы открыть отдельные школы.
«За последние несколько лет всю Европу захлестнула мощная волна «хиджабофобии». Аналогичные настроение есть и в России. Есть ощущения, что подобную фобию пытаются протолкнуть и у нас.
Однако наш менталитет другой. Мы не Россия и тем более не Европа, поэтому запрет на хиджаб в наших школах, по-моему, не самое верное решение. Но с другой стороны, он дает возможность открывать нашим состоятельным гражданам частные школы, если конечно в Казахстане в будущем не появится запрет еще и на частные школы»,
говорит Жолымбет Макишев.