Идея накопительной пенсионной системы сломалась — хотя была очень прогрессивной и весьма обнадеживающей. Увы, похоже, разбилась о суровую экономическую реальность.
Смысл пенсионной реформы изначально заключался в основном в том, чтобы на рыночных основаниях обеспечить экономику длинными деньгами. Ну и, конечно, это был стимул для работающего населения, которое могло накопить на старость солидные суммы. В свою очередь, государство могло со временем частично снять с себя обязательства по выплате пенсий. Теоретически получалась двойная и даже тройная выгода и для экономики, и для активной части общества, и для государства. Но экономика все-таки имела первичное значение. Солидные суммы пенсионных накоплений могли дать импульс к развитию фондового рынка и в конечном итоге к финансированию различных проектов.
Тем более, что пенсионная система имела фору во времени. После ее запуска должно было пройти еще немало времени, прежде чем потребовались бы значительные выплаты для будущих пенсионеров – участников накопительной системы.
На начальном этапе реформаторы сделали многое, чтобы осложнить доступ к пенсионным деньгам. Например, несмотря на накопленную сумму на пенсионном счету, которая в некоторых случаях могла достигать миллионов тенге, будущий пенсионер мог рассчитывать на выплаты в крайне ограниченном размере, примерно соответствующем обычной среднемесячной пенсии. Забрать всю сумму или хотя бы разделить ее на солидные части он не мог.
Характерно, что 10 процентов изначально должны были платиться из заработной платы работников. Но фактически со временем это стало обязанностью работодателей. Пенсионные платежи начисляются сегодня, как и социальные налоги, на фонд заработной платы. То есть не совсем правильно говорить, что это деньги работающего населения. Скорее, это деньги работодателей, для которых это стало еще одним дополнительным налогом.
Поэтому понятно и отношение государства к пенсионным накоплениям. Собственно, оно обеспечивало и обеспечивает сбор с предприятий 10 процентов пенсионных денег. Государство предпринимает для этого порой жесткие меры. Можно вспомнить, как в свое время заставляли компании выплачивать задолженность по этим выплатам. Понятно, что компании были не в восторге от нового налога и старались экономить за его счет, а затем следили за их сохранностью, потому что выступали в роли гаранта.
Именно сохранность пенсионных накоплений – вот что оказалось в итоге самым слабым звеном всей системы. «Длинные» деньги, которые очень долго можно было не возвращать, были нужны многим, но не все могли обеспечить не то что правильное их вложение, но и простую сохранность.
Собственно, в этом проблема всех постсоветских экономик. С одной стороны, здесь всегда не хватает денег для инвестирования, с другой – недостаточно доверия. Слишком много печальных историй про потерянные деньги и обман. Но в мире капитализма деньги нуждаются равно как в юридической защите, так и в доверии. Когда никто никому не верит — это большая проблема для инвестиций.
Возможно, поэтому большая часть пенсионных денег в итоге была направлена на финансирование бюджетного дефицита через покупку государственных бумаг. Причем сохранность средств в данном случае имела большее значение, чем финансирование дефицита. Но получилось так, что государство собирало налог, чтобы затем взять собранные деньги в бюджет. По крайней мере, большую их часть.
В таком случае пенсионная накопительная система выступает в роли своего рода посредника между предприятиями и государством. Кроме того, по мере того как приближается срок начала выхода на пенсию поколения, которое не имело опыта работы до введения накопительной пенсионной системы, становится очевидным, что государство не может отказаться от солидарной системы. В той или иной степени какие-то выплаты будут сохраняться.
Но у пенсионной реформы были и свои очевидные преимущества. В первую очередь, уже сделанные пенсионные накопления принадлежат конкретному человеку, они наследуются. Для работающих людей это имеет большое значение и серьезный стимул к получению официальных зарплат. Хотя очевидно, что все может быть, но принцип в данном случае имеет значение. Кроме того, в пенсионной системе накопилась внушительная сумма в тенге. На начало 2016 года это уже 5,8 трлн. тенге. Это почти 34 процента от денежной массы в 17 трлн. тенге (ВВП около 40 трлн. тенге). Естественно, что это важный стабилизирующий фактор. В частности,
очевидно, что эта часть тенговой массы никогда не будет направлена на валютный рынок
В любом случае это солидный массив денег, который может быть направлен на решение самых разных задач.
Характерно, что на первом этапе работы системы пенсионные деньги оказались в распоряжении финансовых институтов, которые для этой цели создали или приобрели накопительные пенсионные фонды. Даже с учетом того, что половина средств направлялась на покупку государственных ценных бумаг, у банков все равно оказался в распоряжении источник «длинных» и дешевых денег. Причем деньги можно было не только размещать на депозитах, но и направлять на покупку облигаций компаний, многие из которых были аффилированы с банками и их менеджментом.
В итоге возникли условия, которые привели государство к необходимости создания ЕНПФ. И здесь сохранность средств была поставлена во главу угла. Потому что ЕНПФ был вынужден списать часть денег из переданных ему активов частных пенсионных фондов. Хотя сумма списания была небольшой, около 100 млрд. тенге, но наверняка это только верхушка айсберга. Потому что многие активы пенсионной системы слишком тесно связаны с банками, а их положение вызывает вопросы, например, у рейтинговых агентств.
Надо сказать, что ЕНПФ в 2015 году продемонстрировал впечатляющую доходность в 15,6 процента. Это нашло отражение в счетах участников системы. Это, наверное, самый большой годовой доход за всю историю пенсионной системы. Конечно, в пресловутом долларовом эквиваленте вкладчики потеряли немало, но система-то работает в тенге. Поэтому такая доходность ЕНПФ, безусловно, стала приятным сюрпризом.
На этом фоне 10 февраля президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о том, что 1,45 трлн. тенге свободных пенсионных средств будут инвестированы в 2016 году. Часть из них, 500 млрд. тенге, будет направлена на внешние рынки, а 600 млрд. тенге будут вложены в облигации национальных компаний и банков.
Очевидно, что и нацкомпании, и банки объективно нуждаются в дополнительных источниках финансирования. Тем более, что у многих банков кредитные рейтинги понижены. Хотя в выступлении президента обозначены вполне конкретные проекты, которые должны быть профинансированы за счет этих средств. Здесь и проекты в сельском хозяйстве, и строительство электросетей с севера на юг для решения проблемы дефицита энергии в Южном Казахстане, и финансирование оборотных средств предприятий малого и среднего бизнеса. Следовательно, направляемые средства фактически носят целевой характер.
При этом средства выделяются под рыночную ставку, что, естественно, больше, чем процент по государственным облигациям. Для участников пенсионной системы это неплохая новость, хотя их не может не беспокоить сохранность средств. Но это и так является обязанностью государства, если именно оно направляет деньги в конкретные проекты.
Собственно, возникает новая ситуация, когда средства накопительной пенсионной системы решением государства направляются в экономику. Хотя теоретически государство могло бы привлечь их в виде облигаций и затем направить их уже из бюджета. Это было бы дешевле, чем привлекать средства по рыночным ставкам. Но смысл, скорее всего, заключался в том, чтобы обеспечить систему ликвидностью на рыночных условиях. Поэтому деньги направлены в банки и нацкомпании. При этом пенсионные деньги «длинные», и это позволяет улучшить ситуацию в целом. Кроме того,
использование длинных пенсионных средств – это способ неинфляционного финансирования развития экономики
Но и сохранность остается важной задачей. Отсюда полтриллиона тенге на финансирование на внешних рынках. Фактически это перевод части средств в валюту со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Накопительную пенсионную систему ждут еще новые перемены. Например, возможный перевод в частное управление. Но для рядовых участников системы важно, чтобы в момент, когда придет время, они могли получить свои средства.
Статья любезно предоставлена журналом «Центр Азии».