Российский автогигант ВАЗ и еще несколько компаний приостановили поставку готовых к продаже автомобилей в Казахстан.
Сейчас Волжский автозавод поставляет только машинокомплекты для локальной сборки. Такое изменение политики производителя связано с введением в Казахстане с 2016 года утилизационного и регистрационного сборов на автомобили. Эти пошлины делают новую машину дороже на 2000 долларов, тогда как самая популярная модель «АвтоВАЗа» — «Лада Гранта» — продается по цене от 5,5 тысяч долларов. Соответственно, такое значительное повышение цены лишит бюджетный автомобиль привлекательности и сократит целевую аудиторию.
Официальным представителем ВАЗа в Казахстане является группа «Бипэк Авто — Азия Авто», по данным которой за прошлый год в республике было реализовано 97 тысяч автомобилей «Лада», из них 62 тысячи произведенных в России. В настоящее время решается вопрос о локализации сборки новый волжских моделей, хотя сегодня в Казахстане производятся только внедорожники «Лада 4х4 Нива».
Также с начала 2016 года производитель грузовой техники «КамАЗ» поставляет в РК только машинокомплекты. Остановили поставки готовой продукции и российские филиалы иностранных производителей — «Хендэ» и «Форд Соллерс», рассматривающие варианты организации производства на территории Казахстана. Между тем, такие компании, как «Рено» и «Ниссан» продолжают ввозить автомобили, однако вынуждены из-за сборов поднять цены.
Введение новых пошлин на ввоз автомобилей обосновывается стремлением поддержать автопроизводство в Казахстане, а также сократить «серый» импорт из России. Например, после девальвации рубля казахстанцы начали массово скупать авто у северного соседа, в то время как продажи официальных дилеров в Казахстане упали на 40,4%.
Характерно, что Казахстан является главным экспортным рынком для российских автопроизводителей — 80% экспорта того же «АвтоВАЗа» приходится именно на нашу страну. Теоретически решением проблемы может стать взаимозачет поставляемой на льготных условиях продукции (как было решено в торговле между Россией и Белоруссией) или, например, субсидирование расходов для уплаты сборов, однако препятствием служит членство Казахстана в ВТО. Если договориться не удастся, то автоконцернам придется разворачивать производство на территории республики.