Когда девушка с железными кулаками Назым Кызайбай бьет по груше на тренировках, возможно, она представляет перед собой чиновников, которые обещали ей подарить квартиру за тяжело добытый титул чемпионки мира. И забыли об этом. Очень скоро Назым отправится на Олимпиаду в Рио — и ей снова обещают квартиру за победу. И она продолжает сосредоточенно лупить по груше.
Как рассказала сама Назым Кызайбай, за то, что она первой из казахстанок вписала свое имя в историю женского бокса, выиграв чемпионат мира в южнокорейском городе Чеджу в 2014 году, федерация ее премировала, экс-аким Есимов тоже дал денег, а вот про квартиру, которую так ждала девушка, никто даже не вспомнил.
После чемпионата мира Назым вместе с тренером Жумабеком Омурзаковым обошли десятки чиновничьих кабинетов, но с бесплатной квартирой как-то не получилось.
– Когда чемпионы мира приезжают, им сразу квартиру дают. Мне тоже тренер говорил, что если привезу медаль, город обещает дать квартиру, – сказала Назым Кызайбай во время встречи с журналистами. – Потом мы с тренером ходили к Кайрату Нуркадилову (начальник городского управления жилья и жилищной инспекции Алматы, – прим.), но он только помог по бюджетной цене квартиру купить. Но разве это подарок, если я сама заплатила?
Между тем, ни в Казахстанской федерации бокса, возглавляемой Тимуром Кулибаевым, ни в Комитете по делам спорта и физической культуры Министерства культуры и спорта РК, ни в акимате Алматы не смогли дать внятного ответа на вопросы: «Почему Назым Кызайбай не дали квартиру и кто ее обещал?».
– Федерация не могла обещать квартиру, федерация сама живет за счет средств спонсоров, – сказала в телефонном разговоре координатор по связям с общественностью Казахстанской федерации бокса Галина Тополева. – Возможно, что Назым обещал квартиру акимат, но я не могу этого утверждать.
– Министерство квартиру обещать не может, – сообщил пресс-секретарь Комитета по делам спорта и физической культуры Бахытбек Хамит. – Жилье обычно обещают местные исполнительные органы. В соревнованиях спортсмен представляет определенный регион и все его результаты идут в зачет этого региона. Поэтому акиматы часто мотивируют спортсменов возможностью бесплатно получить квартиру.
– Часто после этих обещаний возникают скандалы. Достаточно вспомнить Гюзель Манюрову, обладательницу бронзовой олимпийской медали, которой Ахметжан Есимов в торжественной обстановке вручил ключи, а потом выяснилось, что в квартире проживают посторонние люди. Или «даренные» квартиры чемпионок тяжелоатлеток Светланы Подобедовой и Майи Манезы, которые спортсменки до сих пор не могут оформить.
– Все эти вопросы в первую очередь зависят от порядочности акимов. Но бывают случаи, когда спортсменам дают ключи от квартиры, которая достраивается. А когда дома достраиваются, сами понимаете, разные проблемы бывают, а это все потом преподносят, как будто им не дали жилье. Вообще, у каждого спортсмена отдельный случай…
– Назым выиграла чемпионат мира в 2014 году, – сообщили в пресс-службе. – На тот момент руководителем физической культуры и спорта был Хайдаров Хайрболат Саламатович. Сейчас аким поменялся, команда управления спорта поменялась тоже. Нынешний руководитель пришел на эту должность 1 ноября 2015 года. Есть закон «О физической культуре и спорте» — в нем прямо говорится, что квартира предполагается только чемпионам и призерам Олимпийских игр. Если ей и обещали квартиру за чемпионат мира по боксу, то скорее всего обещало прежнее руководство во главе с Хайдаровым.
– Но ведь Хайдаров, если и обещал квартиру, то обещал не от себя лично, а от акимата? Чиновник ушел, но должность ведь осталась…
– Преемственности обещаний у нас нет. Как вы себе это представляете: вот я пообещал, а ты выполни? Он мог пообещать, но законодательно это не предусмотрено. Но скоро Назым поедет представлять Казахстан на Олимпиаду в Рио, если станет призером, то уже законодательно квартира будет ей обеспечена.