Снятие санкций возродило в Тегеране надежды на возвращение страны в ряды ведущих мировых экспортеров не только нефти, но и газа. Иран планирует в течение двух лет начать поставлять газ в Европу. Однако если Европа технически и готова принять иранский газ, то сам Иран вряд ли сможет нарастить производство в заявленные сроки.
В настоящее время Иран занимает второе место в мире по запасам газа (34 трлн м3 или 18% мировых) и третье по его потреблению. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. В стране производится около 174 млрд м3 газа. При этом объемы экспорта минимальны (менее 10 млрд м3 в Турцию, около 2 млрд м3 в Армению и до 0,7 млрд м3 в Азербайджан), поскольку практически все, что сегодня добывается, используется на внутреннем рынке.
Тем не менее, к 2020 году Иран намерен довести годовую добычу до 475 млрд м3, почти втрое превысив нынешние объемы, и теоретически резервы для этого есть. Здесь и сокращение объемов закачки газа в нефтяные пласты для поддержания давления (на это уходит до 13% извлекаемого газа), и прекращение сжигания газа на факелах (еще 10%), и разработка новых месторождений.
Основные надежды на наращивание газодобычи связаны с крупнейшим в мире газовым месторождением Южный Парс (вместе с катарской частью оно содержит около 14 трлн м3 газа и 18 млрд баррелей газоконденсата). Ожидается, что с учетом роста внутреннего потребления — 4,5% в год – потенциал экспорта в 2020 году составит 38 млрд м3, а в 2025 году – 67,5 млрд м3. Из них в Европу Иран намерен поставлять до 30 млрд м3 газа.
Имеющаяся инфраструктура такие экспортные объемы не осилит, поэтому необходимо создавать дополнительные мощности. Ряд проектов уже реализуется. Так, заканчивается строительство трубопроводов в Ирак (9 млрд м3 в год) и Пакистан (8 млрд м3). В перспективе – Индия, где растет рынок потребления.
В получении иранского газа заинтересованы и соседи по Персидскому заливу – Кувейт, Оман и ОАЭ – у которых нет своих значительных резервов и куда можно провести короткие трубопроводы. В частности, Оман уже ведет переговоры о строительстве газопровода стоимостью 1 млрд долларов. Изучаются варианты маршрутов поставок газа в Грузию как для внутреннего пользования, так и для транзита в Европу. Среди проектов по созданию газовой инфраструктуры – строительство двух подземных газовых хранилищ (ПХГ) в северо-восточной части страны.
Иран намерен наращивать свое присутствие и на рынке сжиженного природного газа (СПГ). Рассматривается несколько проектов, которые позволят стране присоединиться к «международному клубу СПГ». Одним из них является возобновление строительства приостановленного после введения санкций завода Iran LNG мощностью 10 млн тонн СПГ в год. На его достройку, как пишет издание Forbes, требуется порядка 1,5 лет. Всего планируется сооружение четырех ориентированных на экспорт СПГ-заводов общей мощностью 40 млн тонн.
Однако многие аналитики сомневаются в «большом газовом будущем» Ирана. В настоящее время не видно даже теоретической возможности появления значительных объемов иранского газа, который может быть поставлен на экспорт. Несмотря на огромные запасы газа, для их разработки необходимы огромные — десятки миллиардов долларов – инвестиции, а также новые технологии.
Ни денег, ни технологий для постройки, к примеру, современных СПГ-заводов у Ирана по-прежнему нет
Непонятно, кто будет заниматься сжижением газа и какие технологии использоваться, а это влияет на конечную цену продукта. Но главное – на уже насыщенном мировом рынке СПГ к 2018 году появятся новые поставщики. В частности, войдут в строй предприятия по сжижению газа общей мощностью в 133 млн тонн: основная часть в США (60 млн тонн) и Австралии (53 млн тонн). Причем газ этот контрактуется уже сейчас.
Длительный период низких цен и существующая на рынке СПГ конкуренция могут затормозить амбициозные планы Тегерана. Основными поставщиками сжиженного газа в мире являются Катар (в 2015 году поставил на мировой рынок 75 млн тонн), Австралия (27 млн тонн) и Малайзия (25 млн тонн). Россия поставляет около 10 млн тонн с Сахалина. В условиях насыщенного газом и нефтью рынка сложно прогнозировать, насколько активно будут вкладывать средства в иранский газовый сектор зарубежные инвесторы. А средств надо много. Месторождения находятся на юге страны, а экспортировать нужно через север.
Согласно расчетам, на газоочистку требуется 21 млн долларов, на сооружение газопроводов – 34 млрд долларов, на строительство ПХГ – 3 млрд долларов, на создание распределительных сетей –около 5 млрд долларов. Плюс к этому еще 50 млрд долларов на реализацию нефтяных проектов. Кроме того, Иран хочет продавать свой газ дорого, что не устраивает покупателей. Так, по причине высоких цен мощности имеющегося газопровода из Ирана в Турцию заполняются едва на половину.
В таких условиях крупный иностранный бизнес вкладываться в иранские газовые проекты вряд ли будет и скорее всего получить западные финансы и технологии в необходимых количествах Иран в ближайшее время не сможет. Но даже если инвесторы и понесут деньги с технологиями, то реальный инвестиционный цикл значительно превышает запланированный Тегераном четырехлетний срок. Это возможно не ранее 2030 года.
Помимо экономических есть и политические трудности. К примеру, Тегерану не удается договориться с Анкарой о транзите газа через территорию Турции. Да и
надежность Турции как партнера по транзиту не впечатляет
– сегодня она говорит, что вы партнеры, а завтра, исходя из своих интересов, перекроет газ и повысит ставку транзита или подаст иск в международный суд (как это произошло с Ираном), требуя предоставить ей скидку на закупаемый газ.
Переговоры о строительстве газопроводов в Китай и Индию также пока не дали результатов. Не реализуема и идея прокладки Исламского газопровода между Ираном, Ираком и Сирией к побережью Средиземного моря. Кроме того, соглашение о снятии «ядерных» санкций, подписанное между Тегераном и «шестеркой», обратимо и нет никаких гарантий, что оно не будет аннулировано.
Не добавляют уверенности в его долговременности и предстоящие президентские выборы в США. В частности, сенатор от штата Техас Тед Круз пообещал «разорвать в клочья» сделку с Ираном по ядерной программе в первый же день своего пребывания в Белом доме. Все это заставляет иностранных инвесторов с осторожностью подходить к проектам, предлагаемым Тегераном. Таким образом, резкое увеличение объемов добычи и сооружение инфраструктуры для газового экспорта в среднесрочной перспективе становится для Ирана непосильной задачей.