Из всех казахстанских авиакомпаний самолеты типа Fokker-100 использует только Bek Air, гласит официальное сообщение пресс-службы МИР РК. Возможно, эти воздушные суда потеряли популярность в РК неспроста.
Что примечательно, ранее Bek Air громче всех возмущалась по поводу инициативы Комитета гражданской авиации об обязательном прохождении аудита IOSA для казахстанских авиакомпаний. Аудит IOSA направлен на выявление соответствия авиапарков нормативам безопасности специализированного учреждения ООН — Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В конце 2015-начале 2016 года Bek Air подал на КГА в столичный суд. Авиаперевозчик упирал на то, что прохождение аудита, дескать, чрезвычайно дорогая процедура и ее истинная цель — якобы «выдавливание» с рынка конкурентов крупнейших отечественных авиаперевозчиков.
Вместе с тем, Fokker-100 авиакомпании Bek Air ранее уже оказывался в центре скандала.
В июле 2014 года в аэропорту Атырау взлет этого самолета был прерван по техническим причинам — из-за рассогласования вычислительной системы управления вследствие выхода из строя предохранителя по постоянному току.
В 2005 году с участием самолетов Fokker, эксплуатировавшихся тогда авиакомпанией Air Astana, в отечественных аэропортах произошло целых два инцидента — отказали двигатели. Впрочем, согласно заверениям пилотов, безопасности полетов эти технические сбои не угрожали, однако в январе 2006 года предписанием Генпрокуратуры полеты этих воздушных судов в Казахстане были приостановлены. Собранная отечественная комиссия в том же году признала предписание надзорного органа нецелесообразным и причиной происшествий с Fokker объявила неподготовленность наземных служб казахстанских аэропортов и сложные климатические условия в нашей стране.
Согласно информации, выложенной на сайте Bek Air, Fokker-100 — «это один из самых распространенных и современных реактивных лайнеров для коротких перелетов и полетов средней дальности, а также для регулярных рейсов внутри Европы (от 500 до 2200 километров, т.е. от 0,5 до 3,5 часов полета)».
«Многие перевозчики мира используют их [Fokker-100 — прим. авт.] в своей операционной деятельности, поскольку малогабаритные воздушные суда очень удобны и экономичны в эксплуатации, особенно на так называемых социальных рейсах, когда даже при минимальной периодичности полетов не набирается необходимое количество пассажиров и авиакомпании вынуждены либо просить дотацию у государства, либо покрывать убытки за счет своих доходов. Но самое важное, что это очень надежный тип самолета, соответствующий всем стандартам безопасности», — подчеркнуто в тексте на сайте перевозчика.
Производство самолётов Fokker-100 было прекращено в 1997 году; к тому моменту с конвейеров успело сойти около 280 воздушных судов данного типа. По состоянию на август 2006 года около 230 Fokker-100 эксплуатировались 47 авиакомпаниями.
По данным портала airlines-inform.ru, на сегодняшний день, помимо Bek Air, самолеты Fokker-100 использует 31 авиакомпания, из них несколько европейских — две австрийских, одна голландская, одна молдавская, одна черногорская, одна португальская и одна немецкая. Воздушные суда этого типа популярны в Австралии, Азии и Латинской Америке.
Согласно данным на сайте отечественного эксплуатанта, Fokker-100 — среднемагистральный пассажирский самолет, разработанный голландской фирмой Fokker на базе пассажирского самолета F-28-4000.
«Летные испытания первого опытного самолета начались 30 ноября 1986 г. В конце ноября 1987 г. самолет был сертифицирован в Голландии, а в мае 1989 г. — в США по нормам FAA, — сообщается на интернет-страничке Bek Air. — Поставки начались в конце февраля 1988 г. Сертификация варианта самолета с ТРДД Rolls-Royce Tay Mk.650 была завершена в июле 1989 г. На основе самолета Fokker-100 был разработан 70-местный самолет Fokker-70. Исследовался проект самолета Fokker-130, рассчитанный на перевозку 116-137 пассажиров и отличавшийся от исходного самолета удлиненным фюзеляжем и использованием более мощных ТРДД Rolls-Royce Tay. Авиакомпаниям также предлагался переоборудуемый грузопассажирский самолет Fokker-100QC, который мог в грузовом варианте перевозить до 11 контейнеров LD3. За счет усиления конструкции он мог перевозить платную нагрузку массой 11,5 т.
Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS производства американской фирмы «Коллинз» с шестью цветными дисплеями для вывода информации о полете и работе бортовых систем и силовой установки. Имеется встроенная система диагностики состояния бортовых систем. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700. Установлены 2 ТРДД Rolls-Royce Tay Mk.620 (тягой 6290 кгс) или Tay Mk. 650-15 (тягой 6855 кгс). Выпускался серийно в 1987-1996 гг. К середине 1996 г. было продано около 300 самолетов, к концу 1996 г. в эксплуатации находилось 266″.
Самолет-неудачник? Fokker авиакомпании Bek Air уже попадал в аварии
Bek Air против Комитета гражданской авиации: хроника противостояния