Как можно стать чемпионом и показывать уникальные трюки, когда для этого нет условий в твоей родной стране? Об этом рассказывает молодая, перспективная и в прямом смысле летающая девушка — чемпионка мира по лыжному фристайлу Юлия Галышева.
— Юлия, вы прилетели в Алматы после этапов Кубка мира по фристайлу. Какие результаты вы нам привезли?
— У нас было 5 этапов. 2 в Канаде и 2 В Америке, один этап в Америке отменили. Сказали, что там нет снега. На первом этапе я заняла 5-ое место, на втором, в Канаде — 24 место. Так получилось. На заключительных стартах в Дир-Вэлли я заняла в индивидуальном могуле 2-ое место и в параллельном тоже 2-ое.
— Довольна результатом?
— Абсолютно. Потому что в команде мальчиков Дмитрий Рейхерд занял 3-е место в параллельном могуле, Павел Калмыков 4-ое.
— В мировом рейтинге фристайла где находится Казахстан?
— Я сейчас нахожусь на 3 –ем месте с отрывом 42-45 очков. Дмитрий Рейхерд на 8-ом месте, Калмыков на 13-ом. То есть мы уже попадаем на финал Кубка мира, который будет проходить в Москве.
— Это, я понимаю, хорошие результаты? Мы всегда были такие стабильные в результате?
— Я сейчас нахожусь очень близко за всю свою карьеру — на 3-ем месте в общем зачете. А так была на 6-ом. И то, мы ездили не на все этапы Кубка мира. Получается, спортсмены ездят, зарабатывают очки и обгоняют меня. И в начале другого сезона я оказывалась 18-ой, если хорошо, то и 11-ой. В десятке меня еще не было.
— Что изменилось? Как удалось достичь таких результатов?
— Смена тренера, другая подготовка, другие ощущения. Мы ездим на все этапы, не пропускаем соревнования, зарабатываем очки.
— Стратегия поменялась.
— Да. Мы ездим на все этапы, чтобы опередить других спортсменов.
— Юлия, что за уникальный прыжок вы делаете? Мне сказали, что вы демонстрируете новый элемент, который не делают другие спортсменки.
— Раньше я делала просто переднее сальто. Его тоже редко кто делал. Прошло 2 сезона, после Сочи много кто начал делать переднее сальто. Мы усложнили его с захватом лыж. То есть не в группировке, а с прямыми ногами в складке и захватывая лыжи. То есть у меня коэффициент выходит больше уже и по прыжкам, и оценка больше.
— Много спортсменов делает такое?
— Еще никто такое не делал – ни на соревнованиях, ни на тренировках.
— Получается, вы первый человек, который так делает?
— Да. Это такой прыжок в могуле. Я еще не видела в других видах спорта, где прыгают, акробатические элементы. В могуле я сделала это первой.
— Не страшно быть пионером?
— Когда я училась, были другие ощущения. Я не справлялась, где-то не могла брать лыжи. А на соревнованиях мне легко прыгать. Мне нравится.
— А мужчины такой прыжок исполняют?
— Переднее сальто многие мальчики делают. Но именно в такой амплитуде в схватке с захватом еще не было.
— А что спортсмены-конкуренты говорят вам по этому поводу?
— Первый раз они увидели прыжок на тренировочном сборе в Швейцарии. Там собираются все команды. Строят одну трассу и все видят, кто что готовит к другому сезону,кто-то в технике что-то меняет. Мой прыжок там увидели. Сначала поаплодировали канадцы. А на соревнованиях я прыгаю перед финишем на нижнем трамплине и слышу публику, как она радостно кричит.
— Я правильно понимаю, что этот прыжок — половина результата победы?
— Да. Многие обратили внимание и пишут про этот прыжок.
— Долго вы его репетировали? Вообще, как долго это делается?
— Смотря какой прыжок. Если ты к этому готов, то можно быстро научиться.
— Быстро – день, два, неделя?
— 10 дней мы прыгали на одном трамплине. Буквально 5 прыжков в день. За месяц дней 15 прыгали.
— Вы тренируетесь за границей?
— Да.
Потому что летом в Казахстане негде кататься
— А зимой?
— Тоже негде. Чтобы трассу поставить, нужна большая техника. Можно построить отдельно трамплин, но нам помимо трамплина нужна техника, чтобы готовиться дополнительно.
— И как в таких условиях делают сборную по фристайлу? Все время надо жить за бугром.
— Зимой в Казахстане негде готовиться.
Мы все время находимся за границей.
— На сборах.
— Перед соревнованиями тренировка. Если раньше приезжаешь, на трамплин заранее не допускают, потому что ты изучаешь склон, можешь заранее подготовиться. Катаемся рядом с трассой или летом за границу ездим.
— Я все это к чему? Вот Юлия Галышева, Дмитрий Рейхерд. По сути, эта та школа Усть-Каменогорска, которая начиналась 10 лет назад. Сейчас в Казахстане есть какая-то школа фристайла? Вы когда-нибудь отвыступаете, это же не вечно, пойдете заниматься другой деятельностью, кто придет на смену? Есть ли у нас места, где готовят по фристайлу? Или за границу опять?
— Виктор Рейхерд – брат Дмитрия. Он сейчас занимается юношеской командой. Они ездят на Кубки Европы, зарабатывают очки.
— Тоже тренируются за границей?
— Да. Они уезжают с нами в Швейцарию на водный трамплин. Мы были там вместе в октябре. Водный трамплин построили в Усть-Каменогорске на базе отдыха, тренировались там, но я еще не была.
— Сколько людей можно будет подготовить таким образом? Есть возможность в Казахстане сделать нормальные спортивные базы?
— Думаю, конечно, есть. Раз они трамплин построили своими силами с детьми, которые там тренируются. Не знаю точно количество. Но думаю, 40-50 детей есть.
— Это мало по сравнению с Канадой?
— На Кубке мира много приходит молодежи. Видно, что они спортсмены, могулисты. Их не допускают на Кубок мира, но они болеют за свою команду. У них порядка 10 девочек выступают на Кубке мира.
— А большая конкуренция во фристайле? Сколько в могуле спортсменов в мире?
— На одном этапе было 30 девочек. В Канаду приехали – уже 38. Потому что кто-то не приезжает в Европу, кто-то не приезжает в Америку. В Америке не было японок, в Канаде не было австралиек. Около 40 девочек. 5 лет назад на чемпионате мира в Японии была 21 девочка.
— То есть количество увеличилось в 2 раза.
— Много молодых спортсменов пришло. Француженка 1998 года занимает в общем зачете 6-ое место.
— Вы занимаетесь достаточно сложным и травмоопасным видом спорта. Эти прыжки по неровным склонам. Сальто людям страшно делать и на земле, и на батуте, а тем более с горы. Что вы скажете родителям детей, которые говорят: я хочу во фристайл. Насколько это травматичный вид спорта?
— Я думаю,
любой вид спорта опасен. Нужно просто быть уверенным. Прийти на тренировку и посмотреть, как тренер общается с детьми, как он делает подстраховочные тросы, выкладывает маты вокруг батута. Если родители будут уверены, почему бы нет.
— Это перспективный вид спорта?
— Да. Он же разрастается. Много людей приходят в него. 40-50 детей набрали только в Усть-Каменогорске. Если в Алматы откроют школу могула, думаю туда придут многие.
— А есть такие планы?
— Не знаю.
— После Сочи, где вы не очень хорошо выступили, мы все хотели, чтобы вы попали на подиум. Тогда многие были разочарованы, говорили, что судейство… Было серьезное напряжение вокруг вашего выступления в Сочи. Вы вдруг сказали, что уходите из спорта, были там какие-то непонятные истории.
— Это был перерыв. Я не уходила.
— Сейчас вы вернулись. Что это было?
— Был большой перерыв. Я не каталась с февраля по декабрь. Вообще не стояла.
— Это была психологическая усталость?
— Да. Потому что каждый день одно и то же. Мы выезжали на сборы на месяц-два. Хотелось дома побыть. Перерыв был большой. Потом я снова захотела кататься и увидеться с командой. Дома в Усть-Каменогорске сидеть грустно.
— А легко возвращаться после такого перерыва?
— Мне легко было. Мне хотелось кататься.
— Спортивных сложностей не было? Я пытаюсь понять… после таких больших достижений…
— С февраля я не тренировалась. В марте прошел чемпионат мира. В декабре мы приехали на этап Кубка мира за 2 недели до него. Каталась я две недели. Мне хотелось кататься. Подготовка к этапу была где-то 2 месяца. УФП, акробатика, на йогу походила. Я пришла в форму и выиграла этап.
— А какие качества должны быть у человека, чтобы он стал чемпионом в вашем виде спорта? Есть какие-то особенные, кроме стандартных, которые нужны олимпийскому чемпиону – упорство и сила духа?
— Нужно быть хладнокровным, наверное. Не обращать внимания на других спортсменов, когда стоишь на старте. Это я про себя говорю. Кто-то по-другому готовится, может, медитирует ночами, вечерами. Я спокойно прихожу на старт, заволновалась впервые в Америке, даже сама не поняла – почему.
— Это на последнем старте?
— Нет, на индивидуальном. Выхожу на старт – у меня такая дрожь. Такого не было даже в первый раз на Олимпиаде. Буквально две минуты – и все прошло.
— Кубок мира, набор очков — это все подготовка к получению олимпийской лицензии. Правильно? Какие у вас планы? На что вы рассчитываете?
— Это был не олимпийский сезон. Получается, сейчас мы не зарабатываем квоту на Олимпиаду. Будет следующий сезон, чтобы войти в тройку лидеров в общем зачете. Думаю, это будет хорошим результатом. Если я займу 1-ое место, то получу «Хрустальный глобус».
— Есть шансы занять 1-ое место после 5 этапов?
— В этом году есть шанс. Если выиграть все три этапа, то есть возможность привезти в Казахстан «Хрустальный глобус».
— Где можно увидеть соревнования? Кто транслирует Кубок мира? Потому что я пыталась искать… Eurosport…
— В каждой стране разная трансляция. Бывает, снимает Eurosport, бывает — местное телевидение. В Канаде снимали и те, и другие.
— То есть это легко обнаружить.
— В интернете легко найти программы спортивных каналов. По России «Россия Спорт» транслирует.
— Нет ревности со стороны российских спортсменов?
— Нет. Мы хорошо общаемся, дружим.
— Теперь куда? Какие этапы остались в этом году?
— 27-28 марта будет старт в Японии – индивидуальные и параллельные. Финал Кубка мира прошел 5 марта в Москве. На грибном канале ставили конструкцию.
— Господа, советую всем смотреть соревнования по фристайлу. Очень захватывает. Как эти юные спортсмены лихо справляются с буграми и кочками и выполняют очень сложные акробатические элементы. Спасибо, Юлия! Удачи вам на ближайших стартах! Надеемся, что «Хрустальный глобус» будет ваш.
Видеоверсию смотрите здесь