Казахская диаспора в Узбекистане живет достаточно сплоченно и имеет свои сферы профессиональной самореализации. Одна из них — производство каракуля. Признанным «профессором» каракуля в Узбекистане являет этнический казах Мирзабай Рысбеков, ставший гордостью диаспоры.
Узбекистан занимает ведущее место в мире по производству каракуля. Каракульская порода была выведена сотни лет назад на пустынных кызылкумских пастбищах вокруг Кара-Куля (в переводе «Черного озера»). В советское время под маркой BUHARA KARAKUL каракулеводство стало одним из важных статей экономики. Сегодня под этой маркой каракуль возделывает казахские чабаны Узбекистана.
По официальным данным, Узбекистан занимает второе место в мире по производству каракуля после Афганистана. Узбекские ученые утверждают, что именно овцы каракульской породы обладают высокой степенью адаптации к жестким и экстремальным пастбищно-климатическим условиям южных районов Узбекистана.
Каракулеводство для экономики страны является одним из способов экономического освоения пустыни, единственным источником жизнеобеспечения и благосостояния населения, проживающего в этих регионах. Эта отрасль обеспечивает работой десятки тысяч людей и приносит существенный доход для бюджета страны.
Так, каракулеводческая отрасль Узбекистана ежегодно поставляет на рынок до миллиона овчин, при нормальной переработке до 80% сырья можно использовать для изготовления меховых изделий. В настоящее время общая численность овец в республике во всех категориях хозяйств составляет около 5 млн голов. В общем объеме производимого в стране мяса баранина занимает долю в 20%.
В степных районах Бухарской и Наваинской области Узбекистана проживают около 100 тысяч этнических казахов. Часть населения занимается своим исконным традиционным занятием — животноводством. Ширкат (кооператив) «Сарибел» — одно из крупнейших в Кызылкумском регионе каракулеводческих хозяйств. Здесь немало хороших чабанов. Но таких стабильных результатов на протяжении многих лет, как у Мирзабая Рысбекова, пока никто из них не добивался. Гордость казахов Узбекистана, Мирзабай, в этой сфере уже 40 лет.
Мирзабай — настоящий мастер овцеводства. Коллеги-чабаны в шутку называют его «профессором каракуля». Все вверенные попечению его звена овцематки в середине октября, когда становятся достаточно упитанными, проходят через пункт искусственного осеменения. И во многом благодаря этому методу весной 100% овцематок из отары Мирзабая дают приплод. Весной и осенью он помогает стригалям и следит за тем, чтобы руно было снято с каждой взрослой овцы.
Мирзабай знает, что одна из особенностей каракульских овец состоит в том, что они даже в морозные дни нуждаются в длительной прогулке и подножном корме. В короткие зимние дни он три-четыре часа в день пасет отару, направляя ее на относительно открытые участки отгонных пастбищ. С весны до осени вместе со своими помощниками заготавливает привычные для овец грубые корма на зиму — на тот случай, если естественные пастбища окажутся под толстой коркой снежного покрова. Если видит ослабевших овец, помещает их в утепленные отсеки кошар, засыпает им в кормушки заранее завезенные со склада фермы концентрированные корма из зернофуража и люцернового сена. Мирзабай сам делает им инъекции необходимых ветеринарных препаратов и в конце концов выхаживает самых слабых овец.
— Специалисты знают, что результаты в овцеводстве Кызылкумского региона во многом зависят от состояния пастбищ и погодных условий, — говорит председатель правления ширкатного хозяйства «Сарибел» Орманбай Кокенов. — Но в отаре чабанского звена Мирзабая Рысбекова даже в самые неблагоприятные годы и суровые зимы сумели сохранить практически всех овец. На попечении звена Рысбекова 500 овцематок, вот уже несколько лет подряд во время весеннего окота от них принимают не менее 550 ягнят.
По словам специалиста, это самый лучший результат в каракулеводческой отрасли. Экономисты «Сарибел» сделали такой расчет: если бы все чабанские звенья производили продукции столько же, сколько звено Мирзабая, то объем ее реализации увеличился бы примерно на 20%.
Труд «профессора» не остался незамеченным. В 2001 году Мирзабай был удостоен высокой государственной награды — ордена «Дустлик» («Дружба»). А в 2013 году назад указом президента страны Рысбекову Мирзабаю Менлибаевичу присвоено звание «Заслуженный животновод Республики Узбекистан». Теперь чабаны и специалисты по каракулю Узбекистана изучают на семинарах опыт передового чабана. Кстати, он еще и меценат — часть личного дохода тратит на благоустройство своего родного аула.
Поступившие шкурки каракуля сорта «сур» будут выделаны на малом предприятии ширката «Сарыбел сур сервис», где шьют изделия из каракуля, а затем реализуют на летнем аукционе, где высок спрос на каракуль «сур», имеющий темно-золотистую расцветку. Здесь же местные предприниматели Канимехского района организовали совместное предприятие «QIZILQUM WOOL», производящим шерстяную пряжу и изделия из нее.
Самый распространенный цвет каракуля – черный. Особенной ценностью в черном окрасе является узор. По сравнению с черным каракулем рисунок серого более простой, но отличается игрой цвета. В зависимости от соотношения количества черных и белых волосков возможно получение палитры цветов от светло-серо-голубого до черного с седым оттенком. Наличие в сером каракуле небольшого количества коричневых волосков придает шкурке красивый сиреневый оттенок. Такой сорт каракуля называют «гулигаз» (в переводе с узбекского — «цветок тамариска»). Серый каракуль является прекрасным материалом для окрашивания, т. к. нейтрально-серый не дает цветовых искажений.
Коричневый каракуль относится к редким цветам и не часто используется в натуральном виде. К проблемам его подбора по завитку добавляется большой спектр расцветок: от шоколадного до бежевого, от рыжего до холодно-палевого. Самым ценным сортом коричневого каракуля является «сур», у которого интенсивность цвета меняется по длине волоса: у корня — темнее, на концах — светлее.
Впервые тюркское слово «каракуль» упоминает в 978 году в своих исторических трудах арабский историк Ибн-Хаукаль. Спустя 300 лет путешественник и купец Марко Поло вновь упоминает в своих заметках о каракулях Бухары и Хивы. Бухарские и хивинские купцы торговали в XVII веках каракулевым сырьем на рынках в Нижнем Новгороде и Твери. В XIX веке бухарский каракуль пользовался огромным спросом на международных пушных аукционах Европы и Америки.
Монополию на производство и экспорт своего золотого руна Бухарский эмират сохранял до начала XX века. Бухарские купцы вывозили каракуль через Иран и город Астрахань. Здесь большая заслуга казахов, которые испокон веков занимались производством каракуля и были подданными бухарского эмирата. В 1907 году последний бухарский эмир Музафарбек подарил британскому послу стадо каракульских овечек. Предприимчивые англичане быстро вывезли овечек в Намибию, откуда пошло новое направление в каракулеводстве — производство намибийского каракуля, получившее название «свакара» – то есть аббревиатура South-West African КАRАkul, в переводе означавший каракуль из юго-западной Африки. В 1920 году эмир Бухары бежал от большевиков в Афганистан, забрав с собой лучшие отары. Тем самым была заложена основа возделывания каракуля в Афганистане. Так сам эмир разрушил монополию Бухары на производство каракуля. Афганцы, как и англичане, достойно оценили выгоду от экспорта каракуля и стали наращивать производство. Теперь Афганистан стал ведущим производителем каракуля, опередив Узбекистан. Пик популярности каракуля пришелся на военные сороковые годы прошлого века, когда не было особого выбора, и каракулевые шубы носили люди с достатком. К 60-м годам каракуль составлял 40% всего экспорта пушнины СССР. 70-80-е годы стали расцветом мирового каракулеводства. Суммарный объем достиг 18 млн. шкур, 95% из которого приходилось на «трех китов» — СССР, Афганистан и Намибию. В настоящее время каракуль разводят в Узбекистане, Афганистане, Южной Африке, Туркменистане, Казахстане, Ираке, Румынии, Молдавии. Наиболее популярными и ценными видами каракуля считаются узбекский, афганский и южноафриканский каракуль. Сейчас Узбекистан – второй в мире производитель каракуля после Афганистана. Селекционеры Узбекистана сделали ставку на легкий и тонкий каракуль так называемого жакетного типа, у которого тугие завитки образовывали трубчатые вальки разной длины по всей площади шкуры. На мировом рынке растет спрос на высококачественный узбекский каракуль и производимую из него продукцию.