41-летний доктор биологических наук Анвар Мамилов, 10 лет изучавший глобальное изменение климата вместе со своими американскими коллегами, сначала угодил в жернова КНБ, а теперь расплачивается за свою научную деятельность принудительным взысканием в пользу государства 50% от скромной зарплаты.
В реалистичность этой абсурдной истории не хочется верить. Однако Анвар Мамилов живет в состоянии судебных тяжб уже почти 6 (!) лет. И пока фортуна не на его стороне.
Совершенно безобидный биолог в 2005 году стал участником реализации крупного проекта Всемирной метеорологической организации, ездил за образцами воздуха в горы на плато Ассы и в пустыню Сары Таукум, отправлял их в США для получения высокоточных данных. В августе 2009 года,
когда Мамилов в очередной раз отправился в горы за новой партией воздуха, его вместе с колбочками в руках задержали сотрудники алматинского департамента КНБ
Все происходило в лучших традициях жанра — головой в землю, мешок на голову, на руки — наручники.
— Сначала привезли в следственный изолятор на Карасай батыра, затем уже на Байзакова, — рассказал редакции Анвар Мамилов. — Я еще недели две ежедневно ходил на допросы, так и не поняв, в чем меня подозревают.
Может, думали, что я шпион? Я же регулярно выезжал в горы, каждую неделю. Потом узнаю, что возбуждено уголовное дело по статье 325 УК РК — подделка документов.
— Как потом выяснилось, сначала им показалось сомнительным письмо посольства США в национальный природный парк, где я отбирал пробы воздуха — в письме была просьба обеспечить беспрепятственный доступ на территорию парка. Затем прицепились к письму Института астрофизики, которое я отвез в парк. Оказалось, в тот момент институт изменил свой юридический статус, а печать на письмо поставили старую. В КНБ посчитали, что это моих рук дело.
Сам Анвар Мамилов предполагает, что привлек внимание спецслужбы тем, что посещал места отбора проб на служебной машине посольства США с дипномерами.
— Поскольку заработную плату американская Национальная администрация океана и атмосферы, куда я направлял образцы воздуха, мне не платила, мне выделили белую «Ниву», принадлежавшую посольству США, исключительно для моих загородных поездок, — говорит ученый. — Также американская сторона оплачивала все мои расходы, перечисляя деньги после предоставления чеков и другой отчетности. Следствие шло долго, дело то прекращалось, то возобновлялось, но в конце концов этот абсурд прекратили окончательно за отсутствием состава преступления. Зато КНБ направили запрос в налоговый департамент Алматы с просьбой проверить законность и правильность начислений налогов и обязательных взносов. И тут началось невероятное. Налоговики в конце декабря 2009 года вызывают меня, дают мне бумагу какую-то подписать, я попросил у них возможность показать документ адвокату, а они восприняли это как отказ подписывать и составили акт об отказе в подписи. Это было уведомление о начале налоговой проверки. Больше никто никуда меня не вызывал. В апреле 2010 года по почте приходит конверт. В нем акт налоговой проверки, где сказано, будто с 2004 по 2008 годы я получил от американцев более 12 млн тенге, за которые не заплатил налоги. Мне доначислили почти 2 млн тенге налога и свыше миллиона пени. Я тут же пошел в банк за выпиской по счету, так как точно знал, что таких денег, которые мне приписывают, никогда не получал.
Действительно, в выписке «Казкоммерцбанка» за этот период значатся совсем другие деньги — 3 млн 439 тысяч 993 тенге, что эквивалентно 27 тысячам 451 доллару. Но Налоговый комитет Минфина своих подчиненных поддержал и Мамилову не удалось доказать, что алматинские фискалы приписали ему лишних 10 млн тенге доходов. Результаты проверки признаны законными.
В мае 2010 года Анвар Мамилов подал на налоговиков в суд. Проиграл все инстанции вплоть до Верховного суда. Ни один судья не обратил внимания на то, что цифры в выписке с банковского счета и в акте налоговой проверки не совпадают. В июле 2013 года налоговики выигрывают судебный процесс о принудительном взыскании с Мамилова всей суммы задолженности — 3 млн 787 тысяч 435 тенге налога и пени, а также 113 тысяч 623 тенге госпошлины.
И тогда ученый решил пожаловаться в прокуратуру.
— Я попросил истребовать из налогового департамента документы, на основании которых был составлен тот злополучный акт, — рассказывает Анвар Мамилов. — Долго налоговики отпирались. Но потом все-таки предоставили материалы налоговой проверки по требованию прокуратуры.
Снять копии мне не дали, но я видел, что среди прочих бумаг были такие, которые меня вовсе не касаются. Например, кто-то кому-то из России 500 долларов перевел — а там чужие фамилии, непонятные суммы.
В январе 2015-го из прокуратуры ученому пришло подтверждение, что действительно на его банковские счета из внешних источников было перечислено не 12 млн тенге, а в 4 раза меньше. То есть прокуратура подтвердила самые начальные показания ученого. Но даже этот факт не изменил судьбу биолога — по вновь открывшимся обстоятельствам он все равно проиграл суд.
И теперь с сентября 2015 года
с ученого, получающего скромное жалованье в 40 тысяч тенге, принудительно удерживают 50% — 18 689 тенге. Чтобы полностью погасить долг в размере 3,9 млн тенге, доктору биологических наук потребуется 17 лет
Между тем Мамилову ограничен выезд из страны, в результате чего ученый не смог попасть на два международных биологических симпозиума — в Китае и Словении, наложен арест на его старую «девятку» 1999 года выпуска, а также на дачный земельный участок в Алматинской области.
Вот такая тяжелая «шпионская» судьба у молодого и перспективного ученого. А ведь достаточно было публично разобраться в материалах той налоговой проверки, на основании которых фискалы сделали ученого злостным должником.