Реакция казахской прессы на слова президента о необходимости прекратить ущемлять права русскоязычных казахстанцев оказалась своеобразной. Известный юрист Абзал Куспан на страницах портала Abai.kz пояснил, что никто и не ущемляет. И описал порядок ответа на обращения граждан сотрудниками государственных органов.
«Слова Нурсултана Назарбаева о казахском языке, сказанные в ходе рабочего визита Елбасы в Алматы, вызвали в обществе большой резонанс — сегодня это одна из самых обсуждаемых тем в социальных сетях.
В связи с этим мы обратились с просьбой к члену коллеги адвокатов Западно-Казахстанской области, известному юристу Абзалу Куспану прокомментировать с точки зрения закона данную проблему.
Абзал Куспан, юрист:
— Согласно требованиям статьи 11 Закона РК «О языках в Республике Казахстан», ответы государственных и негосударственных организаций на обращение граждан и другие документы даются на государственном языке или на языке обращения. То есть субъект, рассматривающий это обращение (заявление, жалоба, письмо и др.), сам определяет, на каком языке ему отвечать.
Потому что при подготовке ответа на обращение он имеет право выбирать язык, однако не обязан! Статья 10 Закона РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», регламентирующего эти нормы, гласит: «Ответы на обращения должны быть по содержанию обоснованными и мотивированными на государственном языке или языке обращения со ссылкой на законодательство Республики Казахстан, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения».
Однако согласно статьи 4 Закона РК «О языках в Республике Казахстан», государственным языком Республики Казахстан является казахский язык. В свою очередь, государственные органы всех уровней должны всемерно развивать государственный язык.
Наряду с этим, согласно статьи 6 данного закона, каждый гражданин имеет право получать информацию на своем родном языке. В то же время статья 9 этого же закона гласит:
— Акты государственных органов разрабатываются и принимаются на государственном языке. При необходимости их разработка может вестись на русском языке с обеспечением, по возможности, перевода на другие языки.
На основании вышеизложенного, нужно знать, что несмотря на то, на каком языке не поступило бы обращение физических и юридических лиц, вы имеете право ответить на них на государственном, то есть казахском языке».
Источник: Аbai.kz