Современное общество держит человека в определенных рамках. В итоге человек не выдерживает постоянного самоконтроля и взрывается. Эмоционально. Как сохранить самообладание, научиться генерировать новые идеи, расскажет психолог, преподаватель методики правополушарного рисования Наталья Иттен.
— Наталья, скажите, что это за методика и почему она так страшно называется – правополушарное рисование?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять, как работают оба полушария.
Все началось с того, что в 1981 году Роджер Сперри получил Нобелевскую премию за открытие по дифференциации функций правого и левого полушарий головного мозга. Оказалось, что левое полушарие отвечает за логику, анализ, последовательность действий, за структуру…
— За речь.
— Да, за преобразование слов. А правое полушарие отвечает за интуицию, эстетическое наслаждение, художественное видение.
В чем отличие нашей методики? Левополушарного рисования, собственно, и не бывает. Любое творчество — это право- и левополушарное действие. Но смысл в том, что преподавательская деятельность – это всегда контроль, пошаговость с подключением логической активности. Поэтому обучение в художественной школе занимает такое длительное время. Оно направлено на то, чтобы уделять больше внимания таким вещам, как перспектива, свет, цвет — нюансы, которые нужно строго соблюдать. И здесь без логики и контроля не обойтись.
В классической школе занимаются копированием картин, а правополушарное рисование затрагивает его активность. То есть картинки получаются спонтанные, яркие, эмоциональные. Самое главное — это вложить эмоции, чтобы после, глядя на эти картины, можно было вернуться в актуальное состояние наслаждения, принятия мира таким, какой он есть.
Правое полушарие отвечает за нахождение здесь и сейчас. Если с помощью логики мы можем унестись мыслями в прошлое, чтобы проанализировать, или в будущее, чтобы сделать прогноз, то в в нашем случае — это такие фантазии, не имеющие отношения к действительности. Находясь в активности правого полушария, мы здесь и сейчас.
— Чем еще отличается ваш метод от стандартной методики обучения искусству? Я правильно понимаю, что в художественной школе нужно учиться определенное количество времени, потом закончить институт? А здесь пришел, час поработал — и уже художник.
— Не час, отнюдь. У нас есть однодневные и двухдневные тренинги. Не секрет, что при разрабатывании методики учились у детей.
Мы работаем на процесс, а не на результат, как в классической художественной школе
— То есть художник собирается нарисовать какую-то картину…
— Чтобы нарисовать картину, ему необходимо ее скопировать в точности. Если одна линия будет проведена не так, то это является отхождением от нормы, стандартов, человека это расстраивает. Если левое полушарие видит конкретно дерево, веточки, нюансы, то в активности правого полушария мы видим лес целиком, образ леса.
— Человек, который прошел ваши тренинги правополушарного рисования, сможет конкурировать на равных с художниками, которые учились 10 лет в художественной школе?
— Классическое рисование никто не отменял. Правополушарная методика – скорее психологический тренинг по раскрытию творческих способностей, интуиции. Альтернативой классической школы наша методика не является. Мы позволяем творить.
В детстве ребенок что бы ни нарисовал, — молодец. До 3-4 лет нет дифференциации полушарий головного мозга. Ученые приходят к тому, что дифференциация правого и левого полушария начинается с развитием речи. Ребенок нарисует розовое дерево – прекрасно. По мере взросления у него появляются более серьезные требования к себе и к окружающим соответственно. Поэтому он рисует, но уже не очень молодец. В итоге, он приходит к выводу – не буду рисовать. Хотя изначально у всех нас есть творческая потребность творить.
Пение, рисование, танцы – это то, что заложено природой в каждом из нас. Если мы не выражаем эту потребность, то появляется ощущение, что чего-то не хватает. Наступает творческий голод. На наших тренингах есть возможность выразить себя на бумаге, насладиться собой и миром.
— А у вас есть художественное образование?
— Нет. У меня музыкальное, медицинское и высшее психологическое образование.
— А как обычные художники относятся к вашему методу?
— Обычные художники с удовольствием приходят на наши тренинги. Более того, они отмечают, что картины, которые писали 2-3 месяца, теперь получаются гораздо быстрее. Скоростные техники, которые мы используем, они начинают применять в своей преподавательской деятельности и в написании своих шедевров.
— А кто изобрел эту удивительную методику?
— Как я уже говорила, Роджер Сперри. Он получил Нобелевскую премию. На основании его открытия американская художница Бетти Эдвардс, заинтересовавшись, разработала методику и выпустила книгу «Откройте в себе художника». Некоторые методики для тренинга мы взяли оттуда, а некоторые разработали самостоятельно на основании арт-терапии.
— Как сильно отличаются методики преподавания для американцев и для наших людей на постсоветском пространстве? Есть ли какие-то особенности или все люди одинаковы в этом плане?
— Действительно, люди очень похожи. Наше общество живет в режиме левого полушария. Так нас воспитывают родители. Потом детский сад, школа, институт ставят нам стандарты и ограничения. У окружающих всегда от нас ожидания — «как правильно», «как верно», как делать по стандарту. И это повсеместно.
— Получается особенностей нет. А кто приходит на ваши тренинги? Каков возраст аудитории?
— Базовый тренинг от 7 лет и до бесконечности. Есть отдельный тренинг для детей – они, как правило, быстро устают, чаще приходится делать перерывы. В среднем у них тренинги длятся 3-4 часа. Но к нам приходят детишки, которые высиживают и по 7 часов и не хотят уходить. Удивительно, как мало энергии затрачивается в правополушарном режиме. Получается, от 7 до 110 лет – это взрослая аудитория. И отдельно — от 7 до 10.
— Как вы это делаете? Посвятите в свои секреты.
— На тренинге мы рисуем, применяем техники, с помощью которых погружаемся в этот режим. Разработанные нами скоростные методики рисования настраивают левое и правое полушарие. В такой синхронной работе мозга продуктивность его увеличивается в 5 раз. Если в логике есть определенный набор операций, которые нужно выполнить, чтобы прийти к результату, то мы видим картинку и соскальзываем к этому результату за счет процесса. Фишка в наслаждении процессом и в том, чтобы позволить себе это наслаждение и радость от творчества.
— А каким образом перейти в состояние правополушарной активности?
— С помощью скоростных техник рисования.
— А если в обычной домашней обстановке? Человек захотел поймать музу, стихи написать, нарисовать или потанцевать. Но правое полушарие у него доминирующее. Что нужно сделать? Включить музыку?
— Музыка является частью нашей творческой потребности. Если поставить любимую музыку, то автоматом включится творческая часть. А если еще подключить цвета, на которые вы откликаетесь, просмотр любимых сюжетов, фотографий из отпуска, картин, то вы задействуете всю сенсорную систему – визуальную, кинестетическую, аудиальную, вкус, запах. То есть те каналы, через которые мы воспринимаем мир и получаем удовольствие.
— Оказывается, на деле это не очень сложно.
— На самом деле, это очень просто. Правополушарное рисование – своеобразная медитация. В творческий режим можно входить разными способами. Помимо тех, о которых я уже сказала, – это могут быть массаж, медитация, йога.
Мы, позанимавшись разными практиками, поняли, что режим вхождения в творчество, в медитацию — самый быстрый через краски. С красками сразу включается весь сенсорный режим, человек просто погружается в него, наслаждается медитативным рисованием.
— Даже если человек никогда ничего подобного не делал?
— Даже если не делал.
— А как определить, какое полушарие доминирует?
— Здесь есть совершенно четкие критерии. Если я сижу и мои ноги подогнуты под стул, челюсть напряжена, на лице некая маска, зажаты все мышцы, то я контрлирую себя. Напряженные мышцы – первый критерий левого полушария.
Критерии правого полушария – расслабленная поза, опущенные плечи, разглаженные черты лица. На наших тренингах происходят удивительные вещи. Люди сами обращают внимание, что начинают разглаживаться мимические морщины, форма лица становится более округлой.
— Кому вы рекомендуете ваши тренинги?
— Я рекомендую всем, потому что нахождение в социуме держит нас в напряжении. Человек носит в себе эмоции. Он не может высказаться, самовыразиться. Он копит их в себе, а потом происходит эмоциональный взрыв. И это не всегда хорошо для человека.
После наших тренингов люди, как правило, не бросают рисование. Некоторые поступают в художественные школы: у них появляется желание – я могу, хочу. И поэтому я рекомендую людям, занимающимся логической работой – бухгалтерам, юристам, руководителям, чья деятельность связана с анализом, с пошаговыми техническими операциями, попробовать себя в рисовании. Для того, чтобы раскрепоститься, начать генерировать новые идеи.
Говорят, что после нашего тренинга, некоторые, чтобы сгенерировать нестандартную идею, садятся и рисуют несколько фонов. И через какое-то время как inside приходит решение.
— А не случаются ли на ваших занятиях те самые взрывы? Насколько это безопасно с психологической точки зрения? Человек носит в себе проблему, тут раскрепостился, ограничения пропали, критик отвалился, и его понесло.
— Происходит разное. И такое может быть. Чем хороша бумага? Она стерпит все.
Главная цель тренинга – раскачать эмоции, которые очень долго копились. И когда человек от них освобождается, чувствует облегчение.
— Очень рекомендую сходить на этот замечательный тренинг, который открывает творческие способности любого человека и вдохновляет. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь