Объемы германо-казахстанской торговли сократились за 2015 год на 34,1 процента и составили всего 4,1 млрд евро. И виной тому — не только дешевеющие углеводороды…
Значение России и других постсоветских государств как внешнеторговых партнеров немецкого бизнеса в 2015 году серьезно снизилось. Страны СНГ не только продолжают терять свою былую привлекательность как рынки сбыта, они к тому же стали меньше зарабатывать на поставках в Германию. Об этом свидетельствуют статистические данные, представленные 19 февраля в Берлине Восточным комитетом немецкой экономики (Ost-Ausschuss der Deutschen Wirtschaft), — сообщает «Немецкая волна«. Комитет использовал пока официально не опубликованные предварительные подсчеты Федерального статистического ведомства ФРГ (Destatis).
Объемы взаимной торговли между Германией и Россией сократились в 2015 году по сравнению с 2014 годом почти на четверть — на 23,72 процента, до 51,5 млрд евро. При этом упали как закупки в России (на 22,4 процента, до 29,8 млрд), так и немецкие поставки на российский рынок (на 25,5 процента, до 21,8 млрд).
Поскольку Германия вывозит из РФ главным образом энергоносители, сокращение импорта в денежном выражении объясняется в основном падением цен на нефть и газ
В то же время сокращение экспорта — это результат снижения физических объемов и введения санкций.
Доля РФ в суммарных поставках за рубеж продукции Made in Germany, составлявшая в 2012 году примерно 3,5 процента, опустилась ниже 2 процентов (1,8 процента). Объемы экспорта на российский рынок сократились с тех пор почти наполовину: с 42,5 млрд до нынешних 22 млрд.
Для сравнения:
в США из Германии в прошлом году ушло продукции примерно на 105 млрд, в Китай — на 65 млрд евро
Более важными, чем Россия, покупателями немецких товаров являются теперь, к примеру, Бельгия и Чехия.
Вторым по значимости торговым партнером в СНГ по итогам 2015 года стала Украина, обогнавшая Казахстан. Это произошло главным образом потому, что объемы германо-украинской торговли сократились меньше (на 11,7 процента, до 4,6 млрд), чем объемы германо-казахстанской торговли (на 34,1 процента, до 4,1 млрд).
Обвал в торговле с Казахстаном связан не только с удешевлением энергоносителей и сырья, что привело к снижению поставок на немецкий рынок на 36,6%, но и с сокращением закупок в Германии на 27,6%
Украина же сократила закупки немецкой продукции на 17,9 процента, до 2,94 млрд.
В результате, украинские партнеры приобрели у немецкого бизнеса в два с лишним раза больше товаров, чем казахстанские, и закрепили за Украиной статус второго по значению рынка сбыта для продукции Made in Germany на постсоветском пространстве. К тому же в прошлом году украинские предприятия на 2,2 процента увеличили экспорт в Германию, доведя его объемы до 1,66 млрд евро.
Сопоставимая тенденция в Беларуси, Молдавии и Кыргызстане. Общие объемы германо-белорусской торговли снизились в 2015 году на 15,9 процента, закупки немецкой продукции упали на 29,3 процента, а вот поставки белорусских товаров в Германию выросли, причем на целых 30,6 процента, до 674 млн евро.
В свою очередь Молдавия продала в Германию продукции на 153 млн евро. Это рост на 9,9 процента, хотя в целом товарооборот между двумя странами снизился на 6,2 процента, поскольку закупки немецкой продукции упали на 13,2 процента. Товарооборот между ФРГ и Кыргызстаном, входящей наряду с Россией, Казахстаном, Беларусью и Арменией в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), упал в прошлом году на 31,9 процента, до 64 млн евро, хотя кыргызские предприятия увеличили экспорт на 2,7 процента — до весьма скромных 13 млн евро.
В то же время в двух других государствах Закавказья, Азербайджане и Грузии все показатели ухудшились. Так, германо-азербайджанский товарооборот снизился на 9,6 процента — до 2,86 млрд евро, что, правда, позволило Азербайджану сохранить четвертое место (после Казахстана и перед Беларусью) в списке важнейших торговых партнеров Германии среди постсоветских стран. Поставки этой страны намного превышают ее закупки. Иными словами, Азербайджан пока для немецкого бизнеса куда важнее как продавец энергоносителей, чем как покупатель продукции Made in Germany.
На 3,8 процента — до 455 млн евро снизился германо-грузинский товарооборот. При этом Грузия продала в Германию продукции на 93 млн евро, а купила немецких товаров на 362 млн евро. Она, как и центральноазиатские страны — Узбекистан, Туркмения, Кыргызстан и Таджикистан, пока куда более интересна для Германии как рынок сбыта, чем как поставщик.