Создатель спецэффектов для «Пиратов карибского моря» дал советы казахстанским бизнесменам. Если компания в кризис идет ко дну – значит, она это заслужила. Так считает известный бизнес-тренер, владелец компании по созданию спецэффектов Эрик Эдмидес. Он рассказал о том, какие у казахстанских предпринимателей есть способы избежать удара судьбы.
Угрозы для бизнеса Эрик Эдмидес называет «айсбергами». И эти препятствия, которые приводят бизнесменов в леденящий ужас, деловой наставник предлагает им использовать для развития компаний. О том, как это сделать, г-н Эдмидес поделился с ними в эксклюзивном интервью.
— Представьте себе лодочную гонку, регату, — начал свой рассказ бизнес-тренер. — Лодки спущены на воду, гонка началась. Но что до этого погоде? Она может быть благоприятной или нет. Погода хорошая – мы плывем к финишу, плохая – нашим лодкам приходится туго. Тот же принцип в бизнесе. Ведь если экономика в стране меняется, то не для одной компании или игрока, а сразу для всех. Есть такие компании, которые взлетают вверх по показателям в период кризиса, для которых это благоприятное время для развития. Каждый владелец бизнеса должен следить за ситуацией и принимать быстрые решения. Многие люди именно в кризис задумываются о том, как улучшить свой бизнес. Так сказать, посреди пожара. Что на самом деле стоит сделать – так это предвидеть сложные ситуации в то время, когда дела идут очень и очень хорошо. Поздно высматривать айсберг, если вы на мели.
— К слову о бизнес-айсбергах. Что, если подготовится к столкновению у компании нет ни сил, ни времени?
— Бизнес в любом случае должен работать на опережение. Если компания идет ко дну от неожиданного удара – значит, она это в полной мере заслужила. Бывают ситуации, когда опасность предсказать нереально. Но они не настолько часто встречаются. Гораздо чаще все происходит так, как произошло в случае с медиамагнатом Ричардом Брэнсоном. Известная история. Однажды он пошутил про музыку в кармане, про тысячи треков в маленькой коробочке. Это был бы ужас для людей, продающих виниловые пластинки с 8 треками. Все напугались, посмеялись и забыли, а вот Стив Джобс услышал и воспользовался идеей. И вот появился iPod, отобравший доход у звукозаписывающего бизнеса Ричарда, да и всей индустрии. Джобс стал легендой, а iTunes контролирует 55% оборота в музыкальной индустрии.
Это пример масштабного бизнес-айсберга, который не заметили тысячи профессионалов. Айсберг, который стоил Ричарду бизнеса. А ведь все могло быть иначе. Нужно было лишь серьезней отнестись к пусть и призрачной, но опасности. И тогда бизнес Ричарда не только не пострадал бы, но и пошел в гору семимильными шагами.
Причина, по которой люди не видят очевидные истины – потому что они слишком обеспокоены своими текущими проблемами. Они размышляют так: «Сегодня у меня проблемы, прибыль, конкуренты, я с ними должен разобраться». Я работал со множеством руководителей, которые искали решение своих проблем. Все, что от них требовалось – это внимательней смотреть по сторонам. Будущие угрозы уже стояли на горизонте, их никто не прятал.
— О каких именно угрозах идет речь?
— На эту тему у меня есть один отличный пример. Моя первая компания была связана с разработкой программного обеспечения для фирм. Все компьютеры и все ПО на них было проприетарным, распространялось только нами и под наши компьютеры. Это значит, что если одна корпорация купила у меня пять тысяч компьютеров, а потом им понадобилось еще, скажем, две тысячи, то им пришлось бы покупать их у меня и только у меня. Иначе другие компьютеры не смогли бы с ними работать. Это было прибыльно, и мы хорошо на этом зарабатывали. А что произошло потом?
Потом пришел DOS (универсальная дисковая операционная система от Майкрософт, которая работала с любым компьютером), и он не воспринимался всерьез другими компьютерными компаниями. Но буквально через пару лет из него вырос Windows, и эту ОС все чаще использовали не только дома, но и на предприятиях. Теперь любой, даже бытовой, компьютер мог быть рабочим. Понимаете? Я увидел и предсказал эту ситуацию за два года. Мы физически не могли, да и не хотели конкурировать с производителями бытовых компьютеров. И после небольших проверок я продал свою компанию на пике ее популярности. Я увидел свой айсберг и успел сменить курс.
— В Казахстане своим партнерам принято доверять, и многие компании расслабляются. Как не допустить удара в спину и вычислить противника в рядах союзников?
— Хорошо, еще один пример. Прямо сейчас не отрывайте глаза от текста. А теперь у вас есть десять секунд, что бы запомнить все вещи вокруг себя КРАСНОГО и СИНЕГО цвета. 10 секунд. Начали! Хорошо.. Запомнили? Прекрасно! Теперь я попрошу вас быстро, отчетливо, один за другим назвать все предметы зеленого цвета. Да, именно зеленого. Получилось? У большинства людей – нет. Так устроен наш мозг.
Вы не искали предметы этого цвета и они выпали из спектра вашего внимания. Точно также происходит в бизнесе. Каждый день вы так сильно заняты рутиной, что настроены искать и решать лишь рутинные проблемы. Люди, не настроенные искать что-то в будущем, никогда ничего не найдут. Это особенно касается руководителей, которые просто обязаны видеть больше остальных.
Ведь они – капитаны своего бизнеса. Капитану не место в моторном отсеке, его место – на палубе! В руках – подзорная труба, он должен зорко следить за курсом своего корабля. А руководители – не отвлекаясь на ворох повседневных проблем и дела подчиненных – следить за курсом развития своего бизнеса.
Эрик Эдмидес – международный бизнес-тренер, имеющий в активе более 10 тыс. часов публичных выступлений и лекций в 20 странах мира. Имея 20-летний опыт серийного предпринимателя, запустил ряд бизнес-проектов в 6-ти странах, включая Ирландию, Англию, Карибские острова, ЮАР и США. Его компании работают в высокотехнологичной сфере, создавая оборудование для 3D съемки, медицинского моделирования, а также производства спецэффектов для многих голливудских кинокомпаний. Его компания занималась производством спецэффектов к таким фильмам как «Аватар», «Пираты Карибского моря», «Элизиум», «Железный человек», «Трансформеры».