Валихан Тулешов выступил в Вашингтоне (США) 14 января в рамках дебатов «Построение казахской нации и казахский национализм». Предлагаем дословную расшифровку выступления бывшего сотрудника Фонда Первого Президента и Международной академии бизнеса.
Самый первый тезис – философское понимание национализма возникает из понимания свободы, которое в свою очередь возникает из понимания философии Эммануила Канта. Понятие свободы сегодня имеет разные уровни интерпретации. Национализм понимается как свобода культурно-нравственного выбора человека, как социально-этнической группы и нации в целом. Во-вторых, национализм понимается как концепт идентичности и социального капитала. И уже в более общем виде как национальная система прав и свобод личности, как национальной государственной политики. О национализме в негативном смысле слова – как ксенофобии, нацизме, имеющим отношение к национализму, я говорить не буду.
Второй тезис заключается в том, что в немецкой классической философии сформированы не только понятия свободы. Мы помним и Фихте с его речами к немецкой нации с философией национализма как о духе нации, как его живом состоянии бодрости, здоровья, внимания нации к проблемам собственного развития. Когда говорят, что Кант – мировая величина философии, я говорю, что Кант – это прежде всего немецкий философ. Бетховен – немецкий композитор. То, что Симфония №9 стала гимном Европейского Союза – это всего лишь немецкая тема, которая возросла до масштабов европейской культуры.
Третий тезис заключается в том, что наша казахская философия находится в соответствии с французскими философами, с определением Жака Дерриде об имманентности. Национализм есть имманентное содержание философии. То есть любая философия, если она не имеет рационально сконструированных всеобщих тем, иногда частично неосознанно высказываемой, все равно имеет отношение к национализму. Национализм – это не внешняя проблема. Это внутренняя имманентная тема, раскрытая в сущности человека. Казахская философия прошла множество этапов. О них мною было написана статья, кто заинтересуется, может посмотреть. Казахская философия сегодня представляет собой сложно структурированный пласт, находится на 6-7 этапе своего развития. Сегодняшнее наше участие в заседании показывает, что казахская философия вполне способна разговаривать с самыми ведущими философскими школами или с самыми ведущими национализмами мира.
Следующий тезис является таким: формы национализма есть этапы развития национальной идеи в государствообразующем формате. От них зависит тип государства как способ убежища нации. В своей национальной философии в развитии содержания национализма, казахской культуры, во всех аспектах нашей национальной жизни мы проходим определенные этапы. И они так или иначе фиксируются в истории, в разных кодексах поведения, в этических кодах, в форме государственности.
Мы отмечали 550-летие образования Казахского ханства. Это первое приближение к истории казахского народа, казахской нации
Четвертый тезис национальной философии Казахстана выступает в двух оппонирующих лицах. Во-первых, политика государства. В соответствии с определениями Жака Дерриде это национал-универсализм. И идея патриотически ориентированных граждан, социальный грунт – национал-философизм. Конечно, его нельзя отождествлять с национал-патриотическим движением, который на первой стадии национал-философизма. То есть в целом национализм представлен государством – национал-универсализмом и национал-философизмом гражданских групп, которые борются за достижения стандартов свободы, преемственности демократии.
Пятый тезис – внутренний аспект. То есть философия национализма имеет два аспекта. Внутренний аспект – это расхождение национал-патриотического движения как неполного национал-философизма и политики государства, которая тоже не полностью выражает национал-универсалистские стандарты, как это существует в более развитых странах.
Шестой аспект — это реакция национализма Казахстана на внешние чуждые политические проекты, включая союзнические отношения в ОДКБ, ЕАЭС
Идеологические концепты как «Русский мир», «американская мечта» — чуждые национальные взгляды или иные национальные взгляды, с которыми казахское национальное сознание должно постоянно самоопределяться.
Седьмой тезис. Внутренняя государственная гражданская политика вместе с подпитывающими и проявляющимися на ней национал-патриотическими идеями выражается во внешней политике универсализации. Это международные отношения, политика многовекторности, политика интеграции, идеология Евразийства,
партнерство тюркского и русского миров, по сути, противоречит стремлению той же Российской Федерации к доминированию русского мира
Восьмой тезис. Национал-патриотическое движение ставит своего рода ограничение, определяет границы недопустимого, помогает властям не допустить внешнего давления или доминирования чужой иностранной концепции, русского мира в частности. В борьбе с которой создает основу для развития собственных концептов национальной идеологии свободы. Но нужно рассматривать эту проблему шире, определяя свое отношение к той же американской мечте, к идеологии Чучхе и другим национальным философским концептам.
Девятый тезис:
национал-патриотическое движение выступает против искусственного сдерживания властями развитие национальных трендов — развития всестороннего использования государственного языка, перевода с кириллического на латинскую графику казахского языка,
пересмотра истории на основе собственного национального взгляда. Установление более социокультурного формата вместо мультикультуралистского.
Десятый тезис. Национал-патриотическое движение должно последовательно выступать за деидеологизацию политики, десоветизацию социальной сферы, дерусификацию лингвосемантического поля, поскольку все это не имеет отношения к истокам казахской нации, к истокам национального самосознания, к принципиальному лингвистическому языковому существу, к ее укорененности в культурной метафизической традиции казахского языка. Может кому-то это все непонятно. Я могу потом объяснить.
Одиннадцатый тезис. Поэтому национал-патриотическое движение должно выступать с одной стороны за ретрадиционализацию, с другой стороны одновременно за модернизацию национальной культуры, национального языка, национального сознания и самосознания.
Двенадцатый тезис. Национал-философизм не должен также впадать ни в этноцентризм, ни в политику, но должен иметь космополитические притязания. Как я уже говорил, «Ода радости» Бетховена, ставшая гимном Европейского Союза, и другое. Например,
сейчас технологическое лидерство США – национальный глобальный тренд американцев, который будет распространен на весь мир с переходом на новую технологическую эру
Критерием зрелого национал-философизма является своевременное и тонкое распознавание качества жизни живых творческих народов. В тренде развитие международных отношений, информационные эпохи человеческой истории и научно-технического лидерства. Это очень важно!
Четырнадцатый. Национал-универсализм государства должен быть также отформатирован в направлении признания ошибок, устранения недостатков социально-экономической и культурной политики. Важно начать формирование национального социального капитала в Казахстане, которое по степени важности требует развития философии прежде всего, реформирование религиозного чувства, религиозного отношения. К примеру, вы знаете, реформация христианства произошла в начале 15 века. К реформации мусульманства сейчас народы северной Африки и Ближнего Востока, как мы видим, приступили. Примеры в Египте. Во времена Насера хотели провести реформацию, но ничего не получилось.
Без реформации религиозного сознания, конечно, арабские страны останутся за чертой современного видения
Третье – это политико-правовая реформация. Это передовые стандарты англо-саксонского права как способ установления демократической системы прав и свобод граждан. Приоритета прав личности перед правами государства, механизм смены власти. Четвертое — развитие политической и экономической демократии с определяющим влиянием национальной культуры, как в Германии, Японии. Национальное ориентирование — партии, профсоюзы, классы. Национальный менеджмент – меритократия. То есть начало формирования национального социального капитала невозможно без этих шагов. В этом смысле
нужно рассматривать предложенную президентом программу «5 институциональных реформ» с ее 100 шагами. На мой взгляд, она не дотягивает до более универсального качественного реформирования
Шестнадцатый тезис. Необходимо в этом смысле учиться у более развитых наций. Для меня очень важен пример Германии и Японии. Когда Дерриде обращается к Германии, он пишет, что нужно учиться у Германии строительству человечности и человека. То есть не философски, не эмпирически, перенимая модели. Потому что Германия и ее восточное отражение — Япония – выучили уроки истории. Эти нации после второй мировой войны в последующем развитии прошли важные вехи своего уже мирового позиционирования и добились у спехов.
И последний, семнадцатый тезис. Национализм как страновой и государственный феномен должен быть осознан в международной политике, где сталкиваются друг с другом в форме национальных интересов и сфер влияний. Казахский национализм в международной политике только-только начинает осознаваться как философия возрождения национальных интересов в международных отношениях. Пока казахский национализм пока не совсем «человечный», то есть неопосредованный личностным, следовательно, более глубоким этическим восприятием реальности. У него, с точки зрения государства, национального общества только-только начинают зарождаться, устанавливаться метафизические принципы. У него появилось сознание, стало расти историческое самосознание. Первые шаги мы видим в взаимодействии в Евразийском Экономическом Союзе.
Мы видим, как Казахстан пытается создать свою модель интеграции, условно говоря, одной рукой держась за Россию и Беларусь, следовать своим национальным интересам
Вступление в ВТО, строительство экономического коридора «Шелковый путь», подписание соглашения с Европейским Союзом, создание международного финансового центра в Астане… Все эти шаги в том или ином смысле изменяют структуру национального политического сознания и казахского национализма. Я думаю, что казахский национализм не надо рассматривать по-старому, как национализм какой-то группы, идеологической корпорации или классы. Нет. Казахский национализм нужно воспринимать, и история это доказала, начиная с немецкой философии, что национализм есть имманентное культурное сознание. И то, как это культурное сознание растет и проявляется, другие нации судят об этом. Другие нации сравнивают свой национальный взгляд с национализмом другой отдельной нации. В нашем случае другие страны сравнивают свой национализм с национализмом, допустим, Казахстана. То есть в этом отношении нужно рассматривать национализм как имманентное свойство сознания нации и самосознания. Чем выше самосознание, тем выше форма национализма. Никто японцев, французов или немцев не обвиняет в создании национализма. И на постсоветском пространстве сейчас этот стереотип ломается. Это события, связанные с Украиной, события, связанные с постепенным угасанием Европейского Экономического Союза.
Эти формы интеграции нацелены лишь на то, чтобы Казахстан постигла участь тех постсоветских государств, которые имеют перманентные конфликты, замороженные
Этот национализм в Казахстане сегодня достаточно рациональный. Он достаточно эссенциальный. Он чувствуется внутри, он также чувствуется и снаружи. Живя здесь, в Америке, многие наши соотечественники по-разному к нему относятся. Но, тем не менее, в Казахстане нет непримиримого противоречия между национал-универсализмом государства и национал-философизмом гражданского общества. То есть это две стороны, которые очень хорошо друг друга дополняют. И когда руководители государства в своих посланиях к народу активно пользуются терминологией, которая возникает в гражданском обществе, то это идет нормальный процесс. Конечно, в некоторых случаях его можно было ускорить. Мы с точки зрения своей позиции пытаемся способствовать этому. Но непримиримых противоречий в отношении национализма, национального самосознания в Казахстане нет. Расхождения лишь в тактике. На этом я заканчиваю. Я хочу сказать, что действительно работал в Фонде Первого Президента. Мы осуществляли проекты в этом отношении. И когда возникла эта тема, возникла не случайно.
Наша нация очень нуждается в ретрадиционализации своей культуры
То есть мы все понимаем, что в основании любой модели демократии лежит национальная модель этики. И в этом смысле национализм в Казахстане сильно развивается. Вместе тем как возрождаются наши культурные и этические ценности, в соответствии с этим происходит и развитие демократии. Здесь тоже много других вопросов. Спасибо за внимание!