Стирать белье пассажиров в поездах — выгодный бизнес. И вокруг него разгорается нешуточный скандал — между АО «Пассажирские перевозки» и ассоциацией прачечных «Сапар». Не исключено, что с 1 марта 2016 года из Алматы в другие города страны люди будут добираться на голых матрацах.
Глава холдинга «Сапар» Аскар Омар утверждает, что в феврале 2016 года несколько предприятий объединения, успешно проработавшие на прачечном рынке более 10 лет, не смогли выиграть тендер «благодаря» назначенному полгода назад исполнительному директору АО «Пассажирские перевозки» Данияру Айкынбаеву. Теперь стирать паровозное бельишко предстоит двум другим ТОО, ранее никогда не занимавшимся таким видом работ.
В жалобе в Генеральную прокуратуру на итоги тендера две прачечные так и пишут:
«Победителем тендера по лоту № 2 признано ТОО «Aspet», которое до этого не занималось оказанием услуг прачечных и не имеет опыта работы в этой области. Эта компания не имеет собственного прачечного оборудования и арендует его… Согласно представленного с заявкой перечня оборудования,
у ТОО «Aspet» имелось лишь две стиральные машины, тогда как в протоколе (о результатах тендера. — ред.) указано о наличии 10…
Есть основания полагать, что интересы ТОО «Aspet» лоббирует исполнительный директор по закупкам АО «Пассажирские перевозки» господин Айкынбаев Д., который является председателем тендерной комиссии».
Прачечные попросили Генеральную прокуратуру проверить деятельность дочернего предприятия «КТЖ» и признать итоги февральского тендера недействительными.
— В 2013 году на наш комбинат началось беспрецедентное давление, — рассказал Аскар Омар историю конфликта с перевозчиком. — Мы объединились и создали холдинг, чтобы противостоять этому давлению. В 2013 году было создано совместное казахстанско-сингапурское предприятие «Платинум Трейд Серив». Благодаря 25-процентному госучастию в этом проекте предприятие имело преимущество на госзаказы без всяких тендеров. Однако у этого созданного предприятия не было не то что ни одной стиральной машины — ни килограмма стирального порошка. Видимо, создавалось оно с целью возглавить бизнес прачечных. Им даже была дана предоплата в размере 1 млрд 600 млн тенге в год! Мы объединились, подняли общественность, договор в итоге был расторгнут, а регистрацию этого предприятия уже в 2015 году через суд признали незаконной. А теперь посмотрите в перечень предприятий фонда «Самрук-Казына», подлежащих приватизации в этом году, там до сих пор числится и это предприятие, которого по решению суда больше нет в природе!
То есть теперь с понедельника прекращают работу три прачечные, которые стирали в сутки 20 тысяч комплектов постельного белья. И альтернативы им в Алматы нет. Тендер они не выиграли, так как председатель тендерной комиссии, отработавший в должности исполнительного директора по госзакупкам всего полгода, признал комбинаты не соответствующими требованиям. Речь идет о комбинатах, где стоит современное оборудование на миллионы долларов, которые за 10 лет работы не сорвали ни одного госзаказа и являются победителями международных конкурсов и вдруг за один день стали не соответствовать требованиям. Вместо них теперь стирать постельное белье для пассажиров поездов будут два ТОО, которые находятся в подвальных помещениях и имеют несколько арендуемых стиральных машин. Всем понятно, что прачечные в сфере пассажирских перевозок — это социально-значимый бизнес, железные дороги перевозят более 20 млн пассажиров в год. Хочу особенно отметить, что придирки тендерной комиссии к комбинатам смехотворны, есть акт обследования этих объектов.
В жалобе в Генеральную прокуратуру комбинаты указывают на то, что основанием к отказу на участие в тендере стало экспертное заключение сотрудника службы снабжения АО «Пассажирские перевозки», у которой совершенно другой профиль деятельности, то есть оценивал состоятельность прачечных специалист в совершенно другой области.
В АО «Пассажирские перевозки» ситуацию прокомментировали так (стилистика и орфография сохранены):
«15.01.2016 года проведена процедура вскрытия тендерных заявок потенциальных поставщиков по закупу услуг прачечных для нужд филиала «Экспресс». В открытом тендере по лоту №2 приняло участие 4 организации ТОО «ASPET», ТОО «Ардагер» ОО «Республиканский общественный союз ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и локальных конфликтов», ТОО «Кроива-Комекши», ТОО «Imperialservice». При создании тендерной комиссии был привлечен эксперт, который осмотрел каждый прачечный комбинат потенциальных поставщиков на соответствие требованиям технической спецификации тендерной документации. По результатам осмотров составлены акты, также при осмотрах применялась видеосъемка».
В частности, пресс-служба АО «Пассажирские перевозки» сообщила, что в соответствии актами 2 участника признаны несоответствующими требованиям технической спецификации по ряду причин.
«ТОО «Imperialservice» (грязное и чистое белье хранится в одном помещении, не соответствует мощность стиральных машин, фактическая мощность 6 912 килограмм, при потребной 7 000 комплектов (8 400 килограмм), не соответствует требуемый температурный режим глажки — 150 градусов для полотенца, 200 градусов для простыней и наволочек, фактический — 172-176 градусов, при проверке белья установлено наличие пятен, на момент проверки у работников отсутствовали санитарные книжки, также потенциальным поставщиком на момент проверки не были представлены санитарно-эпидемиологическое заключение на прачечный комбинат, сертификаты на моющие средства, санитарно-эпидемиологическое заключение на используемый транспорт)», — говорится в комментарии. — «ТОО «Кроива-Комекши» (доступ на прачечный комбинат не был предоставлен). Также в актах указаны дополнительные замечания.
Все документы размещены в информационной системе электронных закупок, посредством которой проводился открытый тендер. Данная система ИСЭЗ является общедоступной».
Кроме того, в сообщении АО «Пассажирские перевозки» говорится о том, что «…в соответствии с правилами закупок и на основании протокола заключения привлеченного эксперта был сформирован протокол допуска и подведены итоги открытого тендера с применением торгов на понижение. В результате определен победитель ТОО «ASPET».
«Однако на сегодняшний день ТОО «ASPET» отказалось от предоставления документов для протокола сопоставления, в связи с чем АО «Пассажирские перевозки» планирует признать ТОО «Ардагер» ОО «Республиканский общественный союз ветеранов и инвалидов войны в Афганистане и локальных конфликтов», которая состоит в реестре инвалидов АО «ФНБ «Самрук-Казына», — подытожили в пресс-службе АО «Пассажирские перевозки». — «По лоту №1 (филиал «Южный») приняло участие 4 организации — ТОО «ASPET», ТОО «BESIS», ТОО «Кроива-Комекши», ТОО «Дезснаб-Трейд». В соответствии протоколом итогов все 4 участника признаны несоответствующими, открытый тендер по лоту №1 признан несостоявшимся».