Востоковед Жылбек Керимбек на страницах республиканской социально-политической газеты «Кала мен дала» пытается объяснить широкому кругу читателей, почему Европа была заинтересована в снятии санкции и почему старый Свет пытается наладить отношения с возрожденным Тегераном?
«В апреле 2013 года по инициативе Нурсултана Назарбаева переговоры «шестерки» (Ирана, России, США, Китая, Франции и Великобритании) по поводу ядерной программы Ирана прошли в Алматы.
После снятия санкций «иранская тема» стала одной из главных для авторитетных изданий Европы… Хотя визит лидера Ирана, Хасана Роухани, в Европу и завершился весьма успешно, пока рано говорить, что для налаживания экономических связей с Ираном сняты все преграды, .
В состав европейской делегации Роухани вошли сотни предпринимателей и государственных служащих, начиная от министра нефти страны. Верховное руководство Исламской республики Иран отправилось в столицы европейских государств, чтобы заключить многомиллиардные контракты.
Одно из самых престижных европейских изданий написало, что
«Тегеран стал для Европы «золотой жилой», он станет двигателем банковской системы Старого Света»,
и это истина.
Президент Ирана посетил только Италию и Францию — опору экономики «Старого Света».
Каждая из сторон имеет свои интересы в таком сотрудничестве: страны Европы получат возможность войти на рынок Ирана, а Тегеран получает возможность реализовать планы по развитию экономики своей страны.
Здесь наблюдается движение с обеих сторон — в сотрудничестве с Европой заинтересован не только Иран, но и политики, и деловые люди Старого Света.
В Италии Роухани и его делегацию встретил премьер-министр страны Маттео Ренци и представители крупнейших компаний, не желающие упускать возможность заключения многомиллиардных контрактов с иранскими партнерами: Saipem, выпускающая водопроводные трубы, Condotte, занимающаяся проведением водной инфраструктуры, Danieli — поставщик для сталелитейного производства.
Строительная фирма Coet предложила иранской стороне целый пакет соглашений стоимостью более 5 миллиардов евро. По словам европейских чиновников, еще до начала переговоров с Тегераном в очередь на сотрудничество становились такие компании, как Eni, Enel Ferrovie dello Stato, судостроительные Gavio и Fincantieri.
В этой связи большое значение имела встреча президента Ирана Хасана Роухани с Папой Римским Франциском. В ходе встречи Роухани обратился к Папе Римскому с просьбой посвятить ему молитву.
По заключению экспертов,
так Роухани пожелал продемонстрировать миру, что Тегеран стремится наладить связи с европейцами, не имеющими никакого отношения к исламскому миру
Весьма удачно завершился визит президента Ирана и во Францию. Стороны объявили о подписании крупных торговых соглашений.
Концерн Франции Airbus планирует поставить в Иран 114 самолетов, французская компания Peugeot-Citroеn и иранская фирма Khodro заключили соглашение о создании совместного предприятия по производству автомобилей
Кроме того, в Париже подписан протокол о начале «нового этапа сотрудничества» в области железнодорожного транспорта.
Также необходимо отметить, что штаб-квартира Peugeot Citroën планирует ежегодно производить в Иране сборку 200 тысяч единиц автотранспорта.
С этого года на иранском заводе Khordo в Тегеране совместно с французскими производителями начинается сборка автомобилей Peugeot 208, 2008 и 301. Начиная со второго квартала 2017 года в течение пяти лет в эту сферу планируется вложить инвестиции в 400 млн евро. Согласно плану компании, автомобили, производимые в Иране, будут поставляться в другие страны Ближнего Востока. В 2008-2009 годы Иран стал одним из основных поставщиков лицензионных автомобилей названной компании в регионе.
Нельзя не отметить соглашение Ирана с концерном Airbus, которое западные информационные средства назвали «крупным проектом». Как сообщает компания Iran Air, поставка 114 лайнеров марки А380, A350, A340 и A320 завершится к 2020 году. Планируется, что лайнеры завезут в 3-4 партии, в марте этого года намечена доставка первой партии лайнеров в количестве 10 единиц.
Соединенные штаты тоже надеются отхватить свою долю в авиационном рынке Ирана. В середине января текущего года глава Белого Дома Барак Обама подписал меморандум об отмене запрета на экспорт в Иран пассажирских авиалайнеров.
Кроме того, войти в рынок Ирана также планируют канадский Bombardier и бразильский Embraer.
Источник: Dalanews.kz