Участие акимов в новой предвыборной гонке — лишь маневр, уверен политолог Данияр Ашимбаев. В партийный список кандидатов в депутаты мажилиса парламента от партии «Нур Отан» вошли 127 человек, в том числе такие высокопоставленные чиновники как руководитель Администрации президента, заместитель премьер-министра, председатель правления «Астана ЭКСПО – 2017» и многие другие. Однако не факт, что все они решили оставить нынешние посты.
– Как правило, список кандидатов делается с большим резервом. «Нур Отан» выдвинул 127 человек, а в мажилисе для партии предусмотрено менее ста мест. Реально, я думаю, «Нур Отан» получит около 80. К тому же если посмотреть на данные прошлых выборов – из партийного списка в депутаты пошли только несколько высокопоставленных чиновников.
– В списке «Нур Отана» 6 акимов. По вашему мнению, кто из глав регионов, выдвинутых кандидатами в депутаты, реально может уйти с постов?
– Сложно ответить. На самом деле этот вопрос решится уже после выборной кампании и будет зависеть от итогов и резонного основания по конкретной области. К тому же недавно президентским указом были продлены полномочия ряду чиновников, достигших пенсионного возраста. Некоторым акимам из списка срок службы был продлен от полугода до двух лет. Поэтому говорить о том, что все акимы из списка в марте пойдут в депутаты я бы не стал. Тем более, что Сапарбаев и Ахметов назначены сравнительно недавно. Возможно,
учитывая возраст, в депутаты перейдут Кулагин и Измухамбетов
– в последнее время все чаще возникают разговоры о том, что они уходят на пенсию.
– То есть в депутаты пойдут акимы предпенсионного возраста?
– Многие акимы боятся попадания в список, потому что автоматически возникает «угроза», что их сразу после выборов отправят в депутаты
— К тому же глава государства сказал, что необходимо идти на омоложение. Сейчас средний возраст акима достаточно высокий, около 50 лет, а ближе к пенсионному у нас четверть акимовского корпуса. Но в то же время Айдарбаеву до пенсии еще далеко, он молодой и достаточно успешный аким. Я предполагаю, что его включение в список связано с тем, чтобы разбавить когорту акимов пенсионного возраста. Впрочем, заранее прогнозы давать сложно. Конечно, список сформирован, но конкретная конфигурация будет зависеть от итогов выборов: сколько мест будет выделено, кто пойдет, как будут распределены места в руководстве нового мажилиса.
– Если акимы уйдут в депутаты, кто может занять их кресла?
– Я думаю, что кадровый резерв на такие посты у нас давно создан – это и работники администрации президента, курирующие регионы, и отдельные министры, вице-министры, которые вполне показали, что могут справиться с руководством регионами. И, естественно, заместители акимов, тоже штат достаточно неплохой. Но еще раз подчеркну, заранее говорить, кто станет депутатом, а кто останется акимом, очень сложно.
– А что об этом говорят в кулуарах? Обычно там все заранее знают.
– В кулуарах, конечно, активно обсуждается вопрос, кто сможет занять тот или иной пост.
Чиновники и эксперты любят порассуждать на тему: «неплохой премьер получился бы из А, ужасный аким получился бы из Б»
— Но на самом деле это решает президент и достаточно узкий круг высокопоставленных чиновников. Уверяю вас, они не ходят по коридорам, вслух размышляя над вопросом о рокировке. Но допустим такую ситуацию: есть аким или министр, который работает плохо и, естественно, постоянно рассматривается вариант его замены, тогда слухи целенаправленно фабрикуются и распространяются. Но по большому счету, 90% этих слухов никакого отношения к реальной ситуации не имеют. Более того, эта откровенно недостоверная информация специально подбрасывается, чтобы немного запутать общественное мнение и привнести элемент сюрприза.
– Некоторые эксперты придерживаются мнения, что будет большая ротация из исполнительной власти в законодательную, а из законодательной в исполнительную.
– Я бы не ставил вопрос в такой плоскости. У нас и внутри исполнительной власти есть резерв на повышение, и среди тех депутатов есть люди, которые достойны высоких постов. Кстати, многие из них остались в списках на VI мажилис, по ним вопрос остается открытым. Но, с другой стороны, среди депутатов, кто высвобождается, резерва на занятие высоких постов в госслужбе я не вижу. И основные переходы осуществляются еще до завершения полномочий парламента или буквально сразу после его завершения.
– Нурлан Нигматулин включен в списки. Есть предположение, что его место руководителя Администрации президента освобождается для Карима Масимова. А это значит, что у нас будет новый премьер.
– Это как один из вариантов, и такие варианты рассматриваются периодически. Нигматулин показал себя как очень эффективный и сильный руководитель президентской администрации, говорить о том, что он будет переброшен в мажилис пока рано. Я думаю, как вариант, он может рассматриваться на пост руководителя мажилиса. Впрочем, можно сейчас предполагать сколько угодно вариантов, кто стал бы спикером, а кто вице-премьером, кто из депутатов перейдет в администрацию президента, а кто в правительство, но окончательный вариант рокировок не просчитать. На пост спикера называют и Нурлана Нигматулина, и Даригу Назарбаеву, и Кабибуллу Джакупова, и того же Ахметжана Есимова, но окончательное решение будет приниматься после выборов. Еще бывают такие варианты как отложенные ротации, то есть люди включены в список, но фактическое их выдвижение состоится значительно позже.
– Как считаете, Ахметжан Есимов, учитывая, что он уже на пенсии, останется на посту руководителя ЭКСПО или уйдет в депутаты?
– Смена руководства ЭКСПО может достаточно негативно повлиять на процессы. Прежнее руководство сильно подвело президента, Есимов, будучи хорошим организатором, работу по ЭКСПО во многом наладил. Заменять его сейчас смысла нет, если только не возникнет вариант его перехода на пост спикера. Но, повторюсь, окончательное решение по этому вопросу будет принято после выборов.