По оценке Международного центра изучения радикализации и политического насилия, около 500 граждан Узбекистана, страны с населением 31 млн. человек, примкнули к боевикам в Сирии и Ираке. За боевиками отправляются и женщины-узбечки, несмотря на то, что они по-прежнему сталкиваются с разочарованием и даже трагедиями.
В Узбекистане развернута целая информационная кампания по борьбе с ИГ. Власти для этих целей активно используют прессу, телевидение и интернет. Мусульманские священники, госчиновники, политологи, журналисты и активисты женского движения обсуждают в телевизионных ток-шоу угрозу терроризма и религиозного экстремизма. 30 мая 2015 года по молодежному телеканалу «Yoshlar» («Молодежный») впервые показали ток-шоу «Женщины, ищущие свет под луной ». В нем рассказали о судьбе девяти женщин, уехавших в Ирак и Сирию. Домой вернуться смогла только одна, Рано Каримова из Наманганской области, она и стала героиней необычного для Узбекистана шоу. Рано, в 16 лет, выдали замуж, семейная жизнь оказалась неудачной. Девушка рассказала зрителям, как в Интернете познакомилась с Дониёром Абдувалиевым — узбеком, который долгое время живет в Турции. Собрав 1750 долларов США, она полетела в Турцию через кыргызский Ош.
Дониёр сначала обещал Рано счастливый брак, но когда она приехала в Турцию, надругался над женщиной, принуждал к «нетрадиционным половым сношениям».
Дониёр постоянно твердил ей, что она должна отправиться в Сирию и пасть смертью храбрых на пути джихада,
чтобы попасть в рай. Только по счастливой случайности Рано удалось выбрать момент и сбежать от Дониёра, а затем вернуться в Узбекистан.
В этой же программе рассказали, что некая Умида Кадырова из города Чирчик, недалеко от столицы, руководила подпольной религиозной школой для 13-14-летних девочек с намерением отправить их в Сирию. Умиду и соучастников вовремя разоблачили, теперь им предстоит провести в заключении от семи до четырнадцати лет.
СМИ Узбекистана все чаще публикуют истории женщин, разными путями уехавших в Сирию в поисках счастья и ради веры.
32-летняя Зиеда М. из Наманганской области отправилась в Сирию в августе 2013 года вместе со своим мужем Бекзодом Ш.
«Я ехала поддержать мужа, не собираясь принимать участия в боевых действиях», — написано в протоколе допроса Зиеды.
Когда мы попали в тренировочный лагерь, я видела мужчин и женщин из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана,
— сказала она. — На территории под контролем ИГИЛ все регламентируется собственными правилами и законами ИГИЛ», — рассказала Зиеда изданию «Средняя Азия в Интернете».
После того как муж Зиеды погиб в бою, ей пришлось бежать в Турцию, турецкие власти экстрадировали ее в Узбекистан, где она отбывает тюремное заключение сроком 6,5 лет.
27-летней Ферузе Исхаковой также удалось выжить. Ее история началась с частого общения с интернет-знакомой Наргизой. Наргиза, живущая в Сирии, предложила познакомить Исхакову с другом мужа, прибывшим из Таджикистана. В 2013 году Исхакова и четыре другие женщины приехали из Турции в Сирию на микроавтобусе. «Нас было четверо девушек из Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана», — рассказала она полиции.
Некая Лейла, сопровождавшая их в Сирию, заявила, что муж Наргизы воевал далеко и познакомить Исхакову с его другом невозможно. Вместо этого Лейла познакомила девушку с боевиком по имени Зубин, который сказал, что хочет жениться на ней.
Мне некуда было деваться, поскольку у меня не было денег, — сказала Исхакова. — Вокруг разрушения, незнакомый язык. Я согласилась
Две недели спустя Зубин был отправлен в бой. Он продал Исхакову другому боевику за 300 долл. США.
«Я была товаром, — вспоминает Фируза. — Должна была подчиняться молча и улыбаться, иначе на меня кричали, могли ударить, запереть без воды и пищи». Шанс для Исхаковой выпал в феврале 2014 года, когда правительственные войска обстреляли город, в котором она жила. Девушка бежала в Турцию и в конечном итоге связалась с консульством Узбекистана. По возвращению на родину после годичного расследования Фируза Исхакова была приговорена к пяти годам лишения свободы.
20-летняя Зебо Фатхулаева из Кашкадарьинской области получила предложение о «помощи» в поисках работы в Интернете от некой Саеры Раззаковой. Та познакомила Зебо с человеком по имени Алишер, который впоследствии встретил ее в аэропорту Стамбула.
Однако после двух месяцев совместной жизни в Сирии Алишер «продал меня другому человеку, который приказал мне звать его господином»,
— рассказала она «Средней Азии в Интернете».
Через три месяца Алишер продал Зебо другому человеку. Вскоре она с подругой по имени Арзу сбежала в Турцию. На границе турецкие власти арестовали её и передали властям Узбекистана. Теперь Зебо Фатхулаева отбывает тюремный срок за незаконное пересечение границы и надеется на помилование в ближайшее время.
— На сегодняшний день для таких девушек амнистия не предусмотрена, — рассказал полковник Министерства внутренних дел Узбекистана Саид Саидкаримов «Средней Азии в Интернете». — Объявление амнистии может повысить поток возвращенцев, с другой стороны, может создастся ложное представление об избежание наказания.
— Низкий уровень образования, устаревшие стереотипы и угнетение, вызванное общественным лицемерием, являются основными причинами для присоединения женщин к рядам ИГИЛ, — утверждает Зумрадхон Нигматуллаева, которая руководит махаллинским женсоветом в Джизаке около семи лет.
— Молодая девушка, которую в юном возрасте родители выдали замуж, а потом вдруг развелась, ставит на себе крест, поскольку общественное мнение зачастую осуждает женщину, — сказала Нигматуллаева. — Они в поисках счастья бегут туда, где их не знают.
Чаще всего женщин вербуют через социальные сети в интернете. В октябре 2015 года правоохранительным органам удалось выявить 2 подобных случая — один в Кашкадарьинской, а другой в Ферганской областях. В южной Кашкадарьинской области Узбекистана осудили двух девушек, которые с помощью мобильного мессенджера WhatsApp занимались пропагандой идей экстремистской религиозной группы и призывали к свержению законного правительства.
Шахло Кудратова приговорена к 7 годам лишения свободы, а ее сообщница Нилуфар Абдуллаева к 5 годам. В ферганской долине в городе Коканде два месяца назад задержали двух учительниц средней школы. Их обвинили в пропаганде идей ИГИЛ и хранении таких материалов в своих мобильных телефонах.
Приложение WhatsApp часто используется экстремистами для вербовки,
ведь 98% из общего числа интернет-пользователей в 10,2 млн пользуются мобильным интернетом со смартфона. Еще одним популярным ресурсом среди узбекистанских пользователей интернета является социальная сеть «Одноклассники», которая, согласно последним данным, в 2015 году насчитывала 7,5 млн узбекских пользователей. В августе 2014 года 8 женщин из Ташкентской области были приговорены к различным срокам тюремного заключения за ряд нарушений с использованием сайта «Одноклассники». Они создавали в этой сети вымышленные аккаунты и группы, где вербовали новых сторонников и призывали к свержению действующего строя. В Узбекистане в законе подобное деяние называется «распространение экстремистских материалов» и наказывается лишением свободы до 5 лет, а прямая пропаганда войны наказывается тюремным заключением на срок до 10 лет.
8 января радио «Свобода» сообщило о предположении, что скорость интернета замедлилась из-за усилий специальных служб страны контролировать весь трафик.
— Нет причин сомневаться в способности силовых служб Узбекистана противостоять террористическим и военным угрозам. За 24 года Узбекистану удалось создать эффективные вооруженные силы и службу контрразведки, чтобы в подобных ситуациях уверенно можно было полагаться исключительно на себя, а не ждать внешней помощи. Поэтому я не вижу оснований для сомнений в способности властей Узбекистана ответить на угрозы, бросающие вызов безопасности страны, — комментирует политолог Анвар Назиров.
Может быть политолог и прав, но здесь большую опасность представляет проникновение идей ИГИЛ, нежели самих людей. Как остановить женщин и мужчин, уезжающих в Сирию, Ирак и Афганистан? Что делать с пропагандой ИГИЛ внутри страны? 2015 год ответы на эти вопросы не дал.