По мнению главы Ассоциации казахстанского автобизнеса Андрея Лаврентьева, с введением в стране так называемого утилизационного сбора авто «в масле» не подорожают для рядового потребителя.
Разрабатываемые в стране нормы по обмену старых авто на новые с доплатой — идея для Казахстана далеко не новая. Она обсуждалась несколько лет назад, когда впервые было инициировано введение так называемого утилизационного сбора. Теперь теоретически шансы на обновление автопарка в стране станут более реальными, поскольку
покупка новой машины взамен старой потребителю будет обходиться значительно дешевле за счет выдачи владельцу утилизированного автомобиля сертификата на определенную сумму.
Пока идея менять старый транспорт на деньги находится в разработке, но в Ассоциации автобизнеса надеются, что вскоре она будет принята.
Новый принцип «расширенных обязательств производителей или импортеров» касается не только автомобилей. Речь идет обо всех группах товаров, импортируемых или производимых в Казахстане. Глава объединения автобизнеса отметил, что принцип «расширенной ответственности производителей» внедрен в стране после снижения таможенной нагрузки в рамках ВТО, что не должно влиять на стоимость новых автомобилей.
— То есть, по сути, одна норма заменила другую. Следовательно, на изменение стоимости автомобилей повлияют не законодательные новшества, а исключительно колебания валютного курса: в меньшей степени — на товары, произведенные в Казахстане, в большей — на импортируемые, — подчеркнул Лаврентьев. — Причем одна часть средств от утилизационного сбора будет направляться на приобщение населения к эксплуатации более экологически чистого транспорта, а другая пойдет на создание отрасли переработки автокомпонентов. Таким образом, до середины 2018 года все казахстанские автомобилестроительные предприятия, работающие в режиме промышленного производства, должны достигнуть уровня локализации 50%.
Предполагается, что уже к середине 2017-го в стране будет налажена переработка 80% транспорта, поскольку даже сейчас, когда программа стимулирования еще находится на стадии обсуждения, уже 30 предприятий готовы к приемке утиля для разбора его на компоненты.
— Что дадут Казахстану вводимые новшества? Принцип расширенной ответственности производителей позволит внутри страны производить автомобильный лист, а не завозить его из Европы. Причем ответственность производителя и импортера будет одинаковой, никакой дискриминации, — заявил Андрей Лаврентьев.