Несмотря на переизбыток нефти и выход Ирана на мировой рынок, Ирак намерен увеличить добычу в этом году и экспортировать рекордное количество нефти. Багдад уже заключил контракты с китайскими переработчиками на весь 2016 год.
При всей своей политической нестабильности, Ирак, занимающий 2-ое место по запасам нефти и газа среди стран ОПЕК и 5-ое в мире, остается экономически привлекательным. Свои части нефтяного пирога отхватили американская ExxonMobil, французская Total, российский «Лукойл», индийская OGNC. Но самый лакомый его кусок – все южные поля с трубопроводами, развитой дорожной сетью, низкой себестоимостью нефти – достался США, Великобритании, Франции и другим западным компаниям. В частности, международный консорциум, возглавляемый американской ExxonMobil, получил одно из самых крупных нефтяных месторождений Ирака– «Западную Курну-1». Консорциуму британской BP и китайской CNPC досталось гигантское месторождения Румайла с запасами в 17 млрд баррелей.
Консорциуму в составе французской Total, китайской CNPC и малазийской Petronas – месторождение Халфайя. Российский «Лукойл» получил месторождение «Западная Курна -2» с запасами в 12,9 млрд баррелей нефти. Причем во второй раз – прошлый контракт был аннулирован из-за международных санкций против страны. В целом России пришлось довольствоваться скромными по условиям добычи месторождениями.
Ирак, обладая 11% всей мировой нефти, способен добывать почти такое же количество нефти, что и Саудовская Аравия.
Несмотря на натиск террористической группировки «Исламское государство» и падение цен на нефть, Ирак смог поддерживать высокие показатели,
рекордными среди стран ОПЕК темпами наращивая добычу и экспорт нефти. Добыча в стране возросла с 2,3 млн баррелей в сутки в 2014 году до 4,31 млн баррелей в 2015 году.
Большая часть нефти добывается на расположенных вдали от мест ведения боевых действий южных месторождениях. Это позволило увеличить объемы производства и, по данным министерства нефти, отправить на экспорт 1,1 млрд баррелей нефти, за которые было получено 48,1 млрд долларов.
Следует отметить, что
экспорт нефти, обеспечивающий около 90% дохода в госбюджет, имеет множество проблем. Среди них устаревшие трубопроводы, малые объемы хранилищ,
что приводит к периодическим перебоям в поставках. Иракскую нефть охотно покупают Турция, Китай, страны Европы. Отгрузка на экспорт производится через терминалы в Басре и Хор Аламие в Персидском заливе, терминал Джейхан в Турции, далее по Средиземному морю, а также автотранспортом в Иорданию.
Для иракской нефти сегодня самым крупным является китайский рынок. По данным Управления энергетической информации США, в Китай отправляется свыше 20% иракского нефтяного экспорта.
Багдад намерен продолжить увеличивать показатели добычи и экспорта и в текущем году. По словам министра нефтяной промышленности Ирака Адель Абдул Махди, несмотря на выход Ирана на мировой рынок планируется увеличение добычи на южных месторождениях на 400 тыс. баррелей в сутки до более чем 4 млн баррелей; среднесуточный экспорт с начала января уже превышает 3,3 млн баррелей в сутки.
Багдад пытается договориться с крупными иностранными компаниями (Shell, ExxonMobil) об инвестициях для повышения нефтеотдачи на старых и крупных месторождениях. Однако эти нефтяные компании из-за низких цен на нефть сами массово сокращают капитальные расходы и вряд ли будут участвовать в новых иракских проектах, связанных с высокими политическими рисками. Тем более, что Ирак не может гарантировать такой важный фактор как безопасность активов и персонала на месторождениях. Поэтому повторить свой успех по добыче и экспорту нефти ему теперь вряд ли удастся. Возможно, это стало одной из причин того, что Ирак готов поддержать договоренность о сокращении добычи нефти для повышения цен, если таковая будет достигнута между всеми странами, входящими и не входящими в ОПЕК.
Поскольку себестоимость добычи иракской нефти является одной из самых низких в мире, то в борьбе за расширение своей доли на мировом рынке
Багдад активно использует демпинг, продавая свою нефть ниже официальной цены,
которая и так установлена на 10,4 доллара ниже стоимости североморского сорта Brent. Таким образом, если ранее поставщики из ОПЕК действовали сообща, вместе поднимая или снижая цены, то сегодня они едины в стремлении наводнить рынок дешевой нефтью. Развернувшаяся в регионе битва за потребителя не оставляет шанса для сохранения прежних отношений. Каждый сам за себя, внутри картеля идет война за место под нефтяным солнцем.
По данным Bloomberg, Ирак продает свою нефть Basrah Heavy дешевле саудовской смеси Arab Heavy, катарская Qatar Land идет с большим дисконтом, чем саудовская Murban. Понятно, что повышенный спрос на дешевую иракскую нефть со стороны европейских компаний ведет к сокращению доли других стран ОПЕК, в том числе и Саудовской Аравии. Потребителям без разницы, у кого покупать, а значит, выигрывает тот, кто сможет максимально долго продавать нефть со скидкой или по льготным условиям.
Издание Financial Times, в частности, сообщало, что только за первое полугодие 2015 года
из-за увеличения поставок из Ирака и Западной Африки доля поставок в Европу в общем объеме экспорта нефти из Саудовской Аравии сократилась с 13 до 10%
Помимо нефти из Саудовской Аравии, сырье из Ирака (точнее, Иракского Курдистана) начало замещать и российскую нефть. Так, по экспертным оценкам, курдская нефть уже обеспечивает до 49% потребностей крупнейшего в Венгрии (мощность переработки 8,1 млн тонн в год) НПЗ Szazhalonbatta. В прошлом году, потеснив Россию, Ирак вошел и в «тройку» победителей в гонке по объемам поставок нефти в Китай.