По статистике, в Казахстане 63% населения – женщины и всего 37% мужчин. И при этом во всех фильмах главным героем является мужчина, женщины — на вторых ролях. Что является этому причиной, мы поинтересовались у продюсера Асель Садвакасовой.
— Сегодня хочется начать разговор не с длинных предисловий, а с поздравлений в ваш адрес в связи с выходом картины «Адель». Асель, это ваш дебют в качестве продюсера фильма?
— В кино – да.
— А что вас побудило взяться за продюсерство этой картины?
— В плане продюсерский работы, я думаю, этот фильм будет менее успешен, чем комедия, которую уже скоро увидит зритель. Я уверена в этом на 100 %, потому что во всем мире комедия – это беспроигрышный вариант. Когда мы познакомились с Аскаром, он предлагал: «Может все-таки комедию? Ты только заходишь на рынок как продюсер и лучше заявить о себе кассовым фильмом».
На самом деле я беру на себя большие риски. Я смотрю продажи: они не такие большие, как хотелось бы. Но нет ни одного отрицательного комментария. Для меня это удивительно. Значит, я затронула какие-то струны души. Люди делятся своими переживаниями. Думаю, это дорогого стоит.
Когда год назад я начинала продюсировать фильм, мне хотелось именно таких эмоций. Пусть не от всего Казахстана, но хотя бы от некоторых людей. Я знаю, что в их лице 100% доверия. И в будущем эти люди обязательно оценят мой следующий продукт.
— Я могу добавить от лица Алматы: я увидел в этой картине посвящение городу.
— Бесспорно. Мы хотели показать старую Алма-Ату. Сейчас в наших фильмах чаще показывают новые стеклянные холодные здания.
— Совершенно некрасивые.
— Прелесть Алматы в ее старых зданиях. Горы, улочки, природа — то, что, к сожалению, перестали показывать.
— После просмотра «Адель» у меня появились ассоциация с фильмом «Женщина дня». Вы закладывали это? Атмосфера старого города, похожесть истории, случайное знакомство и дальнейший бурный поток событий очень напоминает «Женщину дня». Вы вообще опирались на какую-то историю?
— Я сразу сказала Аскару, что хочу «Сладкий ноябрь» и «Осень в Нью-Йорке». Если идут сравнения, то я к этому готова. Я опиралась на чисто классическую историю, которая, к сожалению, с каждым годом все больше становится реальностью.
На предпоказе ко мне подходили люди, а потом еще многие звонили и говорили, что почти в каждой семье от этой страшной болезни кто-то уходил. Подходили мужья моих подруг – солидные мужчины, у которых были свои трагедии в жизни. Настолько их впечатлил фильм. Мне писали: «Я весь день провела в воспоминаниях о брате». Это очень хорошо.
— Вопрос провокационный, а может грустный. Вам не кажется, что Алматы сегодня болен раком?
— Наверное, соглашусь.
— Параллели хорошо просматриваются. Особенно для нас – коренных алматинцев.
— Я – не коренная алматинка, но люди, которые участвовали в съемках… Я поражаюсь, как они любят этот город! Я сама люблю Алматы. Я уже 15 лет здесь и считаю себя алматинкой. Я не провела здесь свое детство, когда был Советский Союз, но понимаю, что за этот период город меняется и не в лучшую сторону. И все же надеюсь на светлое будущее.
— Конечно. Мы все надеемся, что у нас не 4-ая стадия и еще можно что-то сделать. Асель, «Адель» еще хороша тем, что это достаточно редкое в нашем кино явление, когда в центре истории женщина. Это женская история.
— Вот-вот.
— Почему большинство казахстанских режиссеров какие-то женоненавистники?
— Я сама не понимаю этого. Мы с девчонками актрисами тоже обсуждали этот вопрос. Почему такая несправедливость? Вы знаете, что по статистике в Казахстане 63 % населения – женщины и всего 37 % мужчин. Но при этом нет ни одного женского фильма. Везде главный герой — мужчина, а девушки, жены в виде бесплатного приложения к нему…
— Вы пробили эту брешь?
— Надеюсь. Потому что наш второй фильм, комедия «Замуж в 30», основан только на истории главной героини. Наверное, нам не хватало таких фильмов. Я постараюсь что-то изменить.
— А в чем причина?
— Все ищут более легкие способы, протоптанную дорожку к успеху. У нас либо комедия (опять же это был Нуртас Адамбаев и первый фильм Аскара Бисембина «Свадьба на троих»), либо блокбастер, либо что-то историческое раз в 10 лет. Других жанров у нас нет.
Меня это на самом деле всегда обижало. Меня как актрису приглашают в фильмы и сериалы. Но я читаю сценарий и понимаю, что теперь буду очень выборочно относиться к предложениям. Буду просить, чтобы мне высылали сценарий полностью, потому что теперь понимаю, что самое главное сценарий и еще раз сценарий. Все остальное второстепенно.
— Вы буквально снимаете следующий вопрос с языка. На вашем месте в прошлом году сидело очень много людей. И много кто объяснял мне причины неудач в нашем кино, начиная с демографических показателей — мол, невозможно у нас снять кассовый качественный фильм. Говорили о недобросовестности некоторых продюсеров, привыкших зарабатывать во время сьемок фильма, а не после выхода на экран. С каждым говоришь, все понимают, но мало что меняется.
— Надо начинать с себя.
— Конечно. Но никто с себя не начинает.
— Мне все говорили: «Зачем ты снимаешь такой фильм? Во-первых, драма. Во-вторых, вкладываешь такие деньги». То есть в коммерческий фильм я вложила 300-350 тысяч и еще подбиваю бюджет. То есть это фильм, который может отбиться в Казахстане. Пример тому Нуртас Адамбаев. Но у него была комедия. Многие наши именитые продюсеры звонили и говорили: «Минимум в 2 раза нужно вкладывать в бюджет». Но так не будет хорошего качества, не будет хорошего оператора, хорошего сценария. Есть позиции, по которым нельзя экономить, как это привыкли желать у нас. Любят звать молодых ребят, которые только перестали играть в КВН. Но у них не хватает опыта, чтобы даже написать этот сценарий. Потому что есть определенные ньюансы — в 20 лет такой сценарий не напишешь. Для этого человек должен быть гением. Но гений рождается один на миллион.
Я прочитала огромное количество сценариев, прежде чем остановилась на «Адель». Вернее, «Адель» я заказывала целенаправленно. Ждала 3 месяца, а когда прочитала, аж прослезилась. Не от истории, а от того, как история была написана. Если бы люди прочитали сценарии, которые были до, то многие бы со мной согласились. Со вторым фильмом «Замуж в 30» это же самое.
Люди подходят с высоким профессионализмом. Они сразу озвучивают сроки. Аскар, Николай, на второй фильм еще приехал Василий из Москвы. Они на месяц закрылись в квартире – писали, спорили. А у нас… Я могу понять других. Меня просто поддержали, в меня поверили. Поэтому я смогла сделать.
— У меня немного другой вопрос. Понятно, что сейчас на фильмы, в особенности на сериалы, деньги выделяет государство. А кто выделяет деньги, тот и заказывает музыку. Спонсоров на это дело особо не расшевелишь. Поэтому у нас все «одно да потому». Такой замкнутый круг. Где выход из этого круга? Действительно ли все упирается в деньги или есть другие причины?
— Мне кажется, единственный выход – это время. Наши дети, возможно, будут что-то менять. Современные дети совершенно другие. Могу сказать, что я – советский ребенок. Когда Казахстан получил независимость, я только пошла в школу. Садик и детство прошли при советском режиме.
— 1990-е годы тоже в советской логике.
— Я — ребенок независимого Казахстана, но моя учительница была старой закалки. Должно пройти время, пока что-то изменится в нашем сознании. Это зависит от поколения…
— Без времени.
— Уверена, что наши дети что-то изменят. Сейчас многие не живут, а выживают. Люди думают – пусть я сделаю плохо, но зато я заработаю. Это тоже пройдет. Опять же зависит от того, как мы будем воспитывать.
— А есть ли что-то в казахстанском кино хотя бы за последние 25 лет, на чем можно воспитывать детей? Я с ужасом обнаруживаю, что нет.
— Я смотрела не все кино. но ходила на многие предпоказы. Не всегда понимала фильмы с огромными бюджетами. Лично меня кино ничему не научило.
— Есть много, что в прошлом?
— Однозначно. У нас есть некоторые сериалы – социальные драмы…
— Приведите пример.
— Недавно у Аскара прошел «Қыз жолы». Очень хорошая рецензия на этот фильм.
— К сожалению, не видел. Но Аскар – человек, которому можно доверять. Таких очень мало.
— Но они появляются. Хороший отзыв был у «Любовь тракториста» Есентаевой, где снимался Берик Айтжанов. Я была удивлена, что многие друзья, которые вообще телевизор не смотрят, ради этого сериала садились у экранов. Для меня это показатель. Я понимаю, что изменить что-то в лучшую сторону может коммерческое независимое кино, когда люди хотят сделать что-то, за что будут в ответе. Пока таких людей мало. Я только на пути присоединения к ним. Тот же Нуртас, та же Баян – я где-то восхищаюсь этими людьми, потому что они снимают истории про нас. Если бы им дали миллион долларов, я уверена, они сняли бы хорошее кино. А так люди вкладывают собственные деньги – что-то сэкономили… Потому что им денег никто не дает.
— Интересно, конечно. Асель, скажите, что вам дал тот период, когда вы были медийной персоной? Сейчас вы немного ушли в тень. Вот этот гламур, когда и в соцсетях, и по телевизору…
— И на всех презентациях.
— Это дает какой-то задел? Или это просто PR? Только честно. Есть такие актрисы, которые очень дозировано к этому подходят. Говорят, что лучше будут доказывать все своим творчеством. А некоторые говорят: «Ну что делать? Меня приглашают только на такие роли. Выбора особого нет. Буду ходить торговать фейсом».
— Честно сказать, в моей жизни, чтобы вырасти в духовном и моральном плане, или в получении знаний мне это ничего не дало, ну, кроме некоторых полезных знакомств. Для меня это просто тусовка, я была в том возрасте, когда, попав туда, была в восторге — «Как классно!».
— Есть актрисы, роли которых тебе неизвестны, но точно знаешь, что они – актрисы. Потому что себя так позиционируют. Это касается и мужчин-актеров.
— Согласна. У некоторых даже есть PR-менеджеры. У меня спрашивают: «Что они играли?». Я очень хорошо знаю этих людей, но не знаю, что они играли. Каждый живет, как может.
— Конечно. Так, может, финансовая ситуация, в которую мы сейчас попали, уберет эту накипь? Вообще, сейчас нужно уходить от гламура, как вы считаете?
— Считаю, что это нужно было сделать давным-давно. Я себя никогда не считала гламурной, но отдельные мероприятия посещала. В соцсетях люди хвастаются материальным. Зачем? Некоторым кушать нечего, а вы так выставляетесь и не понимаете, что времена меняются. И за этот год поменялось отношение людей.
— Мы мысленно еще не ушли из «жирных годов».
— Мы не можем понять, что вступили в мировой кризис уже давно. Но все как-то держимся. Мы выйдем из кризиса, но не сейчас. И скачок доллара должен многих привести в чувства.
— А как это скажется на кино? Будет ли удешевление?
— Однозначно. Потому что люди, которых я нанимала, понимают, я не могу заплатить им гонорары, которые платила в прошлом году, когда доллар был 185. А у нас любят гонорар в долларах. В этот раз на втором проекте мы договаривались, что все расчеты будут производиться в тенге.
Думаю, с коммерческим кино ничего не произойдет. Нуртас как снимал два фильма в год, так и будет снимать. Это факт. Недавно мне позвонила Баян и сказала, что снова хочет вернуться в кино и доказать, что можно снимать недорогое кино. Главное — это герой или история. Я за нее очень рада. Это будет рывок.
Дай Бог, у нас второй фильм «прокатится» хорошо и мы продолжим. В этом году запускается много фильмов, как минимум, 6 проектов. Все мои знакомые собираются запускать коммерческое кино. А Нуртас как поднял планку минимум 2 фильма в год, так он и будет ее держать.
— Что же, остается пожелать вам успеха! А всем остальным кинематографистам – готовиться к кризису. И помнить, что ни хлебом единым жив человек, ни бюджетом единым. Наверное, кризис – это даже к лучшему. Для кино – это точно. Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь