Национальная валюта Казахстана продолжает обесцениваться. Уже сегодня в обменных пунктах страны курс доллара показывает отметку 365 тенге, а в некоторых его и вовсе продают за 370. В интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Сергей Смирнов отметил, что это не предел и тенге может продолжить свое падение. Девальвация тенге помогает восполнять потери бюджета и экспортеров из-за падения цены на нефть.
«Я думаю, это не предел. Сегодня нефть на Лондонской бирже торгуется около 31 доллара за баррель. Если такая ситуация будет продолжаться, то придётся пересматривать бюджет (в нем заложена цена на нефть в 40 долларов за баррель) и дальше «корректировать» курс тенге вниз. В обозримом будущем перспектив для укрепления тенге не просматривается. С пополнением бюджета у нас тяжелое состояние. Об этом говорит и намерение государства провести приватизацию оставшейся части госсобственности (уменьшив ее долю с 40 до 15% в ВВП), и подписание соглашений на займы с Азиатским банком развития и Всемирным банком на 1 млрд долларов с каждым», − сказал С. Смирнов.
С приходом нового главы национального банка РК ожидалось, что курс тенге стабилизируется. По словам Смирнова, эти надежды не оправдались. Тенге раз за разом обновляет исторический минимум.
«Сразу после своего назначения на должность главы Нацбанка (тогда курс тенге обвалился почти до 280 тенге) Данияр Акишев заявил, что ниже тенге не упадет, поскольку «самые пессимистические сценарии» уже реализовались. Тем не менее, к сегодняшнему дню тенге обесценился еще более чем на 26%. Очевидно, что падение будет продолжаться. Судя по действиям Национального банка, основная задача — это даже не инфляция и денежно-кредитная политика, а наполнение бюджета, сохранение золото-валютных резервов и поддержка сырьевых экспортеров», − отметил эксперт.
По словам экономиста, в связи с обвалом цен на нефть и ситуацией в мире в первом квартале этого года курс вполне может достичь 400 тенге за доллар.
«Наша привязанность к доллару обусловлена тем, что страна сидит на нефтяной игле. Так, если в 2012 году доля нефти в экспорте составляла 74%, то в 2013 году –76,3%, в 2014 году –79,4%. Несмотря на то, что у нас написано множество госпрограмм по диверсификации и индустриализации экономики, ни одна из них полностью не выполнена. Таким образом, ситуация с тенге – это цена нереализованных программ экономического развития страны, результатом чего стала нарастающая с момента развала СССР деградация обрабатывающей промышленности и аграрного сектора. Развитие экономики страны практический полностью зависит от объемов добычи сырья и уровня складывающихся на него цен на мировых рынках», − резюмировал Смирнов.