Очередной спад на китайских рынках привел глобальный рынок к потрясению. Но мы должны были к этому привыкнуть, считает эксперт из Британии Линда Юэ.
«В одном из моих прогнозов на 2016 год я ожидала дальнейшую волатильность от китайского рынка, в особенности после прошлогоднего биржевого краха. Раньше я уже писала о том, что китайский фондовый рынок весьма необычен тем, что на нем преобладают мелкие инвесторы, а сам рынок во многом закрыт для иностранцев — все это делает его весьма склонным к изменчивому поведению,» — пишет эксперт.
На прошлой неделе китайские власти попытались ограничить падение рынка, используя так называемые «автоматические выключатели». Но прекращение торгов за 15 минут до конца сессии разочаровало инвесторов, особенно розничных, которые увидели в этом их исключение из рынка. Поэтому торги были приостановлены только в понедельник и в четверг. После этих неудачных попыток остановить падение власти прекратили использование дополнительных «автоматических выключателей».
Однако китайские акции до сих пор подвержены резким и большим колебаниям, считает Линда Юэ. В первом полугодии прошлого года фондовый рынок Китая упал практически наполовину. Затем, к осени, рынок вырос более чем на 20%. Сейчас, в первую неделю торгов 2016 года, рынок снова падает и, вероятно, останется волатильным в течение ближайших нескольких месяцев.
Как и на многих других финансовых рынках, розничные инвесторы склонны действовать «стадно», то есть кто-то достает деньги, чтобы получить хоть какую-то прибыль на «бычьем» рынке, другие следуют за ним в надежде, что получится повторить результат.
Самое плохое в Китае то, что в отличие от рынков развитых стран, информация является менее прозрачной, а доминирование государственных компаний зачастую вообще сбивает инвесторов с толку
Китайский фондовый рынок уже на протяжении 2,5 лет устраивает «американские горки». И если бы Китай не был второй по величине в мире экономикой, а колебаниями его рынка не контролировались бы глобальные инвесторы, которые зависят от продаж в Китае, то это не так сильно отображалось бы на всемирном индексе FTSE, который упал на 6,1% на прошлой неделе.
Экономические реформы требуют времени, сейчас экономика Китая замедляется, что делает модель экономического роста страны менее активной. А китайские политики после неэффективных попыток усилить управление над финансовым рынком, кажется, совсем растеряли уверенность, считает эксперт.
Иными словами, реформирование экономики такого масштаба — очень сложная задача. Это потребует от политиков принять транспарентную и эффективную программу для тонкой настройки экономики, которая претерпит радикальные изменения. Например, для укрепления рынка можно было использовать налоги для сдерживания чрезмерной торговли — вместо запрета крупным компаниям продавать акции.
Требуется набраться терпения, советует Линда Юэ, так как прежде, чем Китай сможет управлять фондовым рынком, ему придется найти правильный набор инструментов для управления и убедить инвесторов в том, что политики могут управлять непростыми структурными реформами в экономике, а это требует времени. Понятно, что фондовый рынок недостаточно развит, чтобы ожидать, что рыночные инструменты, такие, как навязывание трансакционной издержки, будут иметь тот же эффект, что и на развитых рынках.
«Повторяющиеся неудачи в регулировании фондового рынка дают повод потерять доверие как у отечественных, так и у мировых инвесторов. Неудачная политика, вроде использования «автоматических выключателей» и административного вмешательства, только наводят на негативные мысли о здоровье китайской экономики. В общем и целом, от китайского фондового рынка следует ожидать волатильности еще некоторое время,» — добавляет в заключении Линда Юэ.
Применительно к Казахстану это означает одно — пока колебания юаня будут продолжаться (а это может быть длительное время), курс тенге также будет прыгать, отражая проблемы соседей. С другой стороны, в этом есть небольшой позитивный эффект — удешевление юаня как минимум не позволит застыть казахстано-китайской торговле.
По материалам Harvard Business Review.