Каковы скрытые мотивы казахстанских депутатов, попросивших президента распустить парламент? Или это очередная имитация бурной политической жизни? Политологи разошлись во мнениях.
Если досрочные выборы проводятся, значит это кому-нибудь нужно, считает известный политолог Петр Своик. А проводить досрочные выборы в разгар кризиса может заставить только крайняя нужда.
Петр Своик, политолог:
— На что теперь направлены эти выборы? При всем при том, что мы уже третье десятилетие суверенны, политика Казахстана во многом калька с российской. Особенно экономическая политика. Если мы посмотрим наши основные антикризисные мероприятия, в частности — желание распродать, приватизировать большую часть госхолдингов, то это не слишком оригинальное решение, это транслирует то, что делает и Россия. А более всего мы копируем поведение российского рубля.
Тенге сейчас совершенно шокирующим и пугающим образом падает вниз не из-за политики Акишева, который при этой политике всего лишь присутствует, а из-за девальвационной политики Центробанка России
Но этот процесс не может быть бесконечным, потому что экономического дна у обесценивания хоть рубля, хоть тенге нет. Будет политическое дно. И таким политическим дном, скорее всего, будут выборы в Думу России осенью этого года. Весьма вероятно, что они и станут тем этапом, на котором президент Путин начнет заниматься уже внутренними делами, начиная с отказа от «либеральной» политики Центробанка и правительства и ориентации этой политики на национальное развитие.
Наши выборы будут подготовкой к тому, что начнется этой осенью в России
Помимо этого, наши выборы всего лишь немножко перетасуют кадровую колоду. Ко многим депутатам из-за их инерции и бестолковости накопились вопросы. «Нур Отан» хотел бы, наверное, кое-кого поменять. Наверное, накопилось много желающих, заявок. Под эту лавочку можно провести перестановки и в правительстве, и в администрации президента. И парламентские выборы будут удобным случаем поменять кадры. Политика не поменяется, просто потому что сейчас и нет тех кадров, которые могли бы поменять политику. Но в любом случае Казахстан будет менять свою политику только вслед за Россией, а Россию еще надо подождать.
Девальвация тенге очень сильно пугает население, но еще больше она пугает саму власть.
Власть, безусловно, в шоке от того, что происходит с тенге, но чиновники просто не знают, как это остановить
И в этом смысле они с ужасом думают о подступающих временах, той же осени этого года, когда курс может быть далеко за 400, а то и за 500 тенге за доллар. Они боятся этих времен, готовятся к ним и именно поэтому тоже назначены эти досрочные выборы, чтобы не проводить их в установленный конституционный срок, когда ситуация может стать гораздо хуже, чем сейчас.
Ни смысла, ни необходимости в досрочных выборах нет, считает другой политолог Расул Жумалы. Более того, такая практика подрывает имидж страны и доверие к ее законам.
Расул Жумалы, политолог:
— Проводить досрочные выборы — это уже превратилось в нашу национальную забаву, что само по себе кажется мне не очень хорошей идеей.
У нас президентских и досрочных парламентских выборов гораздо больше в истории нашей независимости, чем тех, которые происходили в установленные законом сроки
И это не есть хорошо. Проводимые в срок выборы — это показатель законности в государстве, показатель того, что государство живет по Конституции, в которой установлены регламент, сроки и правила проведения выборов. А каждый раз нарушать эти законы непонятно почему… Лично у меня это вызывает большое сожаление. Во-вторых, выборы в срок — это показатель стабильного развития государства, его цивилизованности. Возьмите любые государства, на которые мы ориентируемся: Европа, США, Канада, Япония — у них нет такого понятия как досрочные выборы. Даже во время второй мировой войны в той же Великобритании, США выборы проводились в срок. Это показатель того, что государства живут по букве закона. У нас, к сожалению, это превратилось в традицию.
Я не вижу и прежде не видел каких-либо оснований для досрочных выборов, в какой бы тяжелой или кризисной ситуации страна ни находилась. Но, видимо, там в верхах какие-то свои расчеты. Провести раньше времени, не дать потенциальным конкурентам в виде политических партий подготовиться к этим выборам. Но сейчас у нас и оппозиционное поле зачищено, политических партий практически не осталось, поэтому соперников, которые могли бы внести какое-то смятение или расстроить карты, расчеты, нет. С этой точки зрения я никаких оснований и предпосылок не вижу.
И нынешний состав парламента пришел в свое время досрочно. Сейчас досрочно пытается сложить с себя полномочия. Насколько это говорит о серьезном отношении депутатов к своим обязанностям — тоже вопрос. Таким образом приходящий состав парламента, судя по нынешнему и прошлому составам, не играет особой роли в том, чтобы контролировать исполнительную власть. Они больше зависят от исполнительной власти, в основном занимаются принятием законов, причем форсированных, не отработанных. Потом эти законы вступают в противоречия друг с другом. А относительно реальных проблемных ситуаций в стране парламент почему-то не высказывает свое мнение. В результате досрочных выборов один слабый состав сменяет другой слабый состав мажилиса. Большинство из них сохраняют свои полномочия и избираются на новый срок.
Мне кажется, что от этих выборов ждать кардинальных существенных изменений, того, что мы получим более эффективный контроль над деятельностью исполнительной власти особенно не приходится.
Я скептически отношусь к предстоящим досрочным парламентским выборам и не считаю, что это хоть как-нибудь изменит ситуацию в стране к лучшему.
Напомним, накануне депутаты мажилиса парламента РК попросили президента о досрочном роспуске палаты. «Представители всех трех парламентских фракций выдвигают инициативу о досрочном роспуске мажилиса парламента», — сказал депутат Нурлан Абдиров, зачитывая на брифинге текст совместного заявления. Полномочия мажилиса парламента нынешнего созыва истекают осенью 2016 года.