Десять лет назад Турция была на перекрестке. На совсем другом перекрестке, нежели сейчас. Та Турция встретила «Копенгагенское соглашение» и начала работу над вступлением в ЕС. Именно в этот момент начался рост экономики страны.
Турция впервые в своей истории организовывала учреждения, связанные с либеральной демократией, свободной прессой, активными гражданскими обществами. Турция начала работу над улучшением прав меньшинств и более мирного сосуществования между исламом и светским образом жизни. Тогда Турция рассматривалась как стержень стабильности, мира и процветания на фоне ее соседей.
Сегодняшняя Турция значительно отличается. Достижения демократии в значительной степени исчезли.
Теперь ее называют «нелиберальной демократической» страной. Сегодня Турция больше напоминает Россию с ее авторитарным режимом
Хотя Турция еще устраивает свободные выборы, в их честности сомневаются, как и в свободе СМИ. На территории Турции разыгрываются страшные сцены, которые напоминают Ирак и Сирию. Турецкие силы безопасности пытаются защитить молодежь от партии Курдистана, а в курдских городах на юго-востоке очень мало внимания уделяется развитию гражданского общества. Поэтому неудивительно, что турецкая экономика потеряла былой блеск. Теперь развитие экономики двигается, прихрамывая, а ее темпы роста составляют третью часть от того, что было ранее.
Все эти события бушуют в Турции. Страна раздирается от насилия и разрушений. Более двух миллионов беженцев покинули Сирию и искали защиты в этой стране. А участие международных держав, таких как Россия, в сирийском конфликте погружает страну в трясину.
Конечно, правительство в Анкаре несет не менее серьезную ответственность за хаос, который поднялся в стране. Попытки Турции влиять на ход событий в Сирии и Ираке только ухудшили положение страны. Это не только усугубило озабоченность общественности, но и испортило отношение с западными союзниками.
Разрыв с Россией стал первым гвоздем, забитым в гроб, в котором был похоронен турецкий принцип: «ноль проблем с соседями»
Ухудшение отношений с Россией снова ставит Турцию перед перекрестком. Это подталкивает Турцию к укреплению отношений с ЕС и США. Агрессия со стороны России к Грузии и Украине не дает возможность Турции пересмотреть свои экономические и политические отношения с северным соседом. Вместо того, что пересмотреть приоритеты, Анкара пыталась «разложить по полочкам» свои проблемы с Россией и отделить экономические отношения от своих взглядов на то, что Россия помогает «неправильной» стороне Сирии. Около года назад российские и турецкие лидеры обещали повысить торговлю с $ 30 млрд до $ 100 млрд к 2020 году, построить новый газопровод, новую атомную электростанцию, что способствовало бы дальнейшему росту зависимости Турции от России.
После того, как Турция сбила российский истребитель в ноябре прошлого года, все планы провалились
Россия ввела экономические и другие санкции по отношению к Турции. Затем северный сосед Турции стал форсировать свой военный потенциал в Сирии, пытаясь закрыть Сирию от Турции, поворачивая политику первой с ног на голову.
Именно это формирует контекст для новых направлений в турецкой внешней политике. Например, решение об отмене китайской ракетной сделки, примирение с Израилем, улучшение взаимоотношений с НАТО, попытки более тесно сотрудничать с США по поводу Сирии и Ирака. Символично то, что от премьер-министра Турции Ахмета Давутолгу в Брюсселе было высказано совсем недвусмысленное замечание, что место Турции в Европе. Это возвращает страну на перекресток, на котором Турция впервые оказалась 10 лет назад.
Напряженность отношений с Россией просто подталкивает Турцию в руки Европы. В некотором роде это напоминает 1940 год, когда Иосиф Сталин изложил территориальные требования Турции, что подтолкнуло страну отказаться от политики нейтралитета.
Сомнительно, что Турция преследовала бы цели демократизации и либерализации рыночной экономики без вмешательства Сталина. Может и вмешательство Путина сыграет так же?
Чего ждать от 2016 года? Попытки возобновления вступления в ЕС? Станет ли более тесным сотрудничество Турции с США по вопросам Сирии и Ирака? И, наконец, самое главное: повлияют ли отношения между Турцией и трансатлантическим сообществом на улучшение внутреннего управления Турции?
Таковы основные вопросы наблюдателей. Остается надеяться, что выбор Турции пойдет на пользу всему мировому сообществу. Стоит внести вклад в международный порядок и стабильность и перестать сеять хаос.
Кемаль Киришчи, Brookings.edu