Несмотря на адаптацию экономики к шоку 2015 года, низкие цены на нефть остаются основным риском для российской экономики, пишет агентство Bloomberg. Это может привести к дальнейшему ослаблению рубля, ускорению темпов инфляции и обострению бюджетных проблем, — перечисляет агентство хорошо известные проблемы и риски российской экономики. Финансировать эти проблемы властям, скорее всего, придется за счет выхода на рынок внешних заимствований, полагают эксперты Bloomberg, ссылаясь также на геополитическую напряженность, в частности в отношениях с Украиной и Турцией.
Ситуация складывается интересная. Рыночные аналитики увлеченно перечисляют проблемы России: нефть стоимостью 30 долларов негативно отражается на российском бюджете, власти уже почти истратили резервы, и т. п. Так, в «Брокеркредитсервис» и «УК «Райффайзен Капитал», как и в Bloomberg ожидают, что обойтись без новых заимствований правительство не сможет, пишет «Эксперт«.
С одной стороны, бюджетные и экономические проблемы очевидны, с другой – РФ, это крупная экономика, которая безупречно обслуживает суверенные внешние обязательства уже много лет, включая кризисные 2008-2009-й годы. Инвесторам конечно хотелось бы увидеть новые российские бонды. Возможно, поэтому со стороны аналитиков звучат мнения, что «у российских властей не остается выбора».
Низкие цены на нефть, безусловно, ставят сложные задачи перед бюджетом, указывает независимый аналитик Дмитрий Адамидов. Приходится менять и бюджетную политику и заимствования и планы по приватизации. Наверное, считает он, какие-то дополнительные заимствования понадобятся, но их размер и сроки выхода на рынок будет сильно зависеть от выбранной правительством политики. Если все останется как есть, то действительно мы можем столкнуться к 2017 году с необходимостью выходить на внешние рынки в крайне неблагоприятных условиях. Потому что цены на нефть (если не случится большой войны на Ближнем Востоке, делает он оговорку), ещё примерно два года будут низкими: конечно, не по 30 долларов как сейчас, — считает эксперт, — а примерно по 45-55 в среднегодовом исчислении.
Он также считает, что как альтернативу наращиванию займов требуется сокращение затрат и повышение внутренней эффективности государственного управления: перестраивать коренным образом государственный аппарат, не просто сокращая штаты на бумаге, с тем, чтобы потом их опять вернуть в прежнее состояние. Менять закон о госслужбе, вводить материальную ответственность за коррупцию, эффективно стимулировать чиновников, исправлять бестолковые законы и сокращать непроизводительный труд и т.д. За счет этих мер можно было бы покрыть минимум треть прогнозируемой бюджетной дыры и исключить лавинообразный рост расходов в будущем.
— Учитывая позицию Министерства финансов касательно увеличения долговой нагрузки для покрытия бюджетного дефицита в текущих условиях, когда ставки находятся на высоких уровнях, в ближайшей перспективе выхода на облигационный рынок я не ожидаю, – говорит аналитик инвесткомпании «ТН-Капитал» Владислав Янутан. Данный инструмент, объясняет он, будет использоваться в том случае, если цены на нефть продолжат оставаться на своих минимальных отметках.
При этом, подчеркивает эксперт, у России традиционно одно из самых низких отношений госдолга по отношению к ВВП, которое по состоянию на конец 2014 года составляло менее 20%, тогда, как например, у Японии – более 230%, у Италии – 130%, США – 103%, у Евросоюза – около 90%. Поэтому если Россия решит прибегнуть к данному виду привлечения средств, каких-либо сложностей в связи с этим я не ожидаю.