Авиакомпания Bek Air, возмущенная требованиями Комитета гражданской авиации (КГА) Министерства по инвестициям и развитию (МИР) РК, пытается отстоять свои интересы в суде. Готовит ли государство «ответный удар» и каковы вообще шансы на победу авиаперевозчика в конфликте?
Для начала несколько слов о Bek Air. Создана эта компания была в 1999 году и на сегодняшний день знаменита как первый в Казахстане лоукостер — авиаперевозчик, осуществляющий рейсы по относительно низким ценам. Самолеты Bek Air выполняют рейсы как по нашей стране, так и за рубеж — в Москву, Санкт-Петербург (из Уральска), а также чартерные рейсы в страны СНГ, ОАЭ, Турцию, Монголию и Китай.
Все началось с того, что в 2013 году министерство ввело для отечественных авиаперевозчиков требование об обязательном прохождении аудита IOSA — норматива безопасности, базирующегося на стандартах специализированного учреждения ООН — Международной организации гражданской авиации (ИКАО). По прохождении аудита выдается сертификат IOSA. Ну а нет сертификата — нет полетов. Пройти процедуру авиаперевозчиков обязали до 1 января 2016 года.
Сертификация IOSA разработана Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) — в отличие от ИКАО, международной неправительственной организацией. Но это, с точки зрения некоторых авиаперевозчиков, не единственный камень преткновения. Как отмечал гендиректор Bek Air Аскар Умутбеков, прохождение аудита обойдется авиакомпании в сумму порядка $1,5 млн.
В настоящее время из 6 авиакомпаний, выполняющих рейсы внутри Казахстана, сертификат IOSA имеют только 2 — Air Astana и SCAT. Кроме того, молодая авиакомпания QazaqAir, согласно правилам, имеет 2 года отсрочки, но уже начала подготовительные работы к прохождению сертификации.
Авиакомпании Bek Air, «Жезказган Эйр» и «Жетысу», в свою очередь, аудит IOSA не прошли. Их полеты приостановлены, а рейсы, осуществлявшиеся этими авиакомпаниями внутри страны, переданы другим перевозчикам. «Bek Air» мириться с таким положением дел не стала — с 20-х чисел декабря в столичном суде рассматривается ее иск против МИР РК. Авиаперевозчик считает, что требования об обязательном прохождении сертификации IOSA антиконституционны и направлены на «выдавливание» ряда конкурирующих предприятий с рынка.
Как мы уже сообщали,
Bek Air также не скрывает, что проигнорировав запрет МИР РК, с 1 января 2016 года совершила уже более 100 перелетов и прекращать их не собирается,
поскольку, дескать, выданный ведомством компании сертификат эксплуатанта воздушных судов действует до конца осени 2017 года. В компании считают, что отозвать разрешение на перелеты авиационные власти не вправе, поскольку сертификат эксплуатанта выдан до вступления в силу новых правил об обязательной сертификации.
Одновременно в социальной сети Facebook стартовала компания в поддержку «бунтующей» авиакомпании под хэштегом #Живи_Bek_Air.
Высказался в защиту авиаперевозчика и Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» при Министерстве образования и науки РК в лице своего главы, известного общественного деятеля Мурата Абенова. Последний также считает, что требование об обязательном прохождении аудита IOSA антиконституционно. Как подчеркнул Абенов,
свобода бизнеса в Казахстане может быть ограничена законами, но не приказами, а указанное требование было выдвинуто как раз-таки в виде приказа КГА
Справедливости ради следует упомянуть любопытный факт, случившийся в Bek Air летом 2014 года. Тогда 17 инженерно-технических сотрудников алматинского филиала компании одновременно подали заявления на увольнения в связи с неприемлемыми условиями труда. Как оказалось, несколько лет эти сотрудники ютились в вагончике на территории аэропорта без воды, душа, раздевалки и спецпомещений. Под угрозой остаться без инженеров компания пошла на уступки и выполнила требования по улучшению условий их труда… Но лишь частично.
И еще кое-что. В том же 2014 году Bek Air хотела продать нацхолдингу «Байтерек» почти половину своих акций за $145 млн. Однако сделка сорвалась — по такой цене покупать акции холдинг отказался, опасаясь, что предприятие и целиком столько не стоит…
Складывается впечатление, что либо Bek Air очень не любит платить (а кто любит?), либо у компании просто нет денег (а у кого их достаточно?). Причем, первое вполне может быть следствием второго…
Тем временем бюджет Bek Air подстерегает новая угроза — на сей раз со стороны акимата Западно-Казахстанской области, который требует, чтобы авиакомпания отремонтировала здание принадлежащего ей аэропорта в Уральске, приведя его в соответствие с международными стандартами. Осенью в воздушной гавани Уральска уже была произведена реконструкция взлетно-посадочной полосы и теперь, по словам руководства аэропорта, он может принимать самолеты любых типов, но этого властям недостаточно. Похоже, Bek Air все-таки придется «опустошить свой карман». Останется ли этот авиаперевозчик на рынке, а если останется, — в качестве лоукостера ли? Время покажет…