Один из самых известных в мире консультантов по городскому дизайну, Ян Гейл, провел исследование некоторых алматинских улиц с точки зрения их удобства для горожан и представил свои рекомендации. 365info ознакомился с его предложениями и выбрал наиболее интересные факты об особенностях Алматы и о возможных изменениях облика южной столицы.
Будут ли эти идеи реализованы — вопрос открытый. Но все-таки и Ахметжан Есимов, и Бауыржан Байбек к Гейлу прислушивались и прислушиваются — он сотрудничает с властями и есть шанс, что его идеи, которые наверняка придутся по душе горожанам, будут восприняты в том или ином виде.
Основная идея Гейла —
главными в городе должны стать пешеходы и велосипедисты, а не автотранспорт
Передвижение на личном авто по дорогам мегаполиса должно стать весьма редкой и неприятной необходимостью, большую часть жизни горожане должны ходить пешком или ездить на общественном транспорте. Кроме того, Алматы уже давно нужна комплексная программа по уходу за деревьями – неухоженные зеленые насаждения закрывают не только вид на горы и знаковые здания, но и обзор из окон домов на улицу, оставляя пешеходные тропинки без надзора и лишая людей чувства безопасности…
В общем, для своего исследования Ян Гейл выбрал улицы и площади, расположенные в центральной части города. И вот как он предлагает их преобразить.
На некоторых отрезках улицы Жибек Жолы приоритет отдан пешеходам, но в целом улица не рассчитана на людей: большой масштаб, низкое удобство и засилье автомобильного транспорта портят впечатление об артерии города. К тому же на всем протяжении улицы преобладают громоздкие коммерческие вывески и рекламные щиты. Чтобы сделать Жибек Жолы привлекательной, с точки зрения Яна Гейла надо придать ей ярко выраженную индивидуальность, а для этого необходимо убрать загроможденность, кустарниковые насаждения и устроить открытые фасады на нижних этажах зданий.
Чтобы проспекту Достык стать привлекательным для горожан, для начала надо… регулярно убирать снег, а еще сделать пешеходные и велосипедные дорожки.
Количество пешеходов на проспекте Абылай хана невелико, в 3,5 раза меньше, чем на улице Тверской в Москве. Это означает, что проспект в настоящее время не представляет интереса для пешеходов, делает выводы Ян Гейл. Чтобы все изменить в лучшую сторону, необходимо застроить пустующие территории многофункциональными зданиями с активными нижними этажами и входами по направлению к улице.
Площадь Астана имеет большой потенциал… но пока находится не в лучшем состоянии. Всему виной обилие автотранспорта. Здесь автомобили двигаются хаотично вдоль и поперек и паркуются где пожелают. В результате желающих проводит время на площади гораздо меньшее количество, чем могло бы. Чтобы изменить эту ситуацию, необходимо убрать автомобили и создать разнообразные варианты времяпрепровождения — установить скамьи, передвижные малые архитектурные формы, сиденья на ступенях и лотки для продажи еды и напитков. Также надо разрешить студентам использовать смежное с университетом пространство для занятий, выставок и прочей университетской деятельности.
На площади перед Оперным театром люди и так охотно проводят время, благодаря обилию общественных скамеек и уличных кафе. К тому же площадь напрямую соединена с зелеными коридорами, облегчая прогулки, спортивный бег и езду на велосипедах. Улучшить ее можно только одним — убрать припаркованные автомобили и создать «новые возможности», благодаря которым горожане смогут слушать концерты и смотреть представления, проводимые на сцене под открытым небом.
Панфилова считается одним из основных коридоров зеленых насаждений в центральной части Алматы, соединяя оперный театр с пешеходным бульваром. Сегодня на этой улице наблюдается интенсивное движение транспорта и заполнение ее припаркованными автомобилями, однако она легко может быть преобразована в тихий и зеленый коридор, привлекательный для пешеходов, велосипедистов и проживающих здесь людей. Для этого надо сократить количество полос для движения автотранспорта с четырех до одной.
На улице Байсеитовой необходимо полностью ликвидировать парковочную зону, в результате чего люди смогут прогуливаться, ездить на велосипедах или бегать по легкодоступному и зеленому массиву улиц и скверов от ул. Жибек Жолы к площади Астана, оперному театру и Монументу Независимости.
Движение трамваев по улице Кунаева в настоящее время приостановлено, но потоки транспорта затрудняют подход для пассажиров. Модернизация инфраструктуры и обеспечение доступа как для транспорта, так и для пассажиров позволят обеспечить досягаемость центра города и пойдут на благо его гармоничному развитию.
Проспект Аль-Фараби спроектирован как скоростная магистраль и становится транзитной транспортной артерией с выделенными полосами для движения автобусов и велосипедов. Беспрепятственное и более частое движение автобусов по выделенной полосе позволит им обходить участки дорожного затора в часы пик и станет дополнительным стимулом для водителей легковых автомобилей пересесть на общественный транспорт. Таким образом, пользование автотранспортом будет постепенно сокращаться. Расположенные вдоль улицы новые здания формируют активный фронт застройки и ее индивидуальный облик, оживляя уличное пространство. При этом, согласно концепции, предполагается, что обе улицы, и проспект Аль-Фараби, и ул. Кунаева, станут транспортными артериями, которые сделают общественный транспорт легкодоступным, привлекательным и с достаточной частотой движения.