Ни для кого не секрет, что почти 90% загрязнений воздуха в Алматы – на совести автомобилей. Решение подобной экологической проблемы лежит в компетенции госчиновников, считают эксперты-экологи: стране давно нужна программа, направленная на снижение выбросов и токсичности выхлопных газов.
Прогрессивная часть человечества в последние годы регулярно выкладывает жутковатые фотографии с висящим над городом смогом. Это вызывает массу обсуждений в соцсетях и на форумах.
Выглядит это действительно ужасно. Да, с выхлопными газами что-то нужно делать, говорят эксперты и озвучивают несколько предложений по очистке воздуха в Алматы.
Среди вороха предлагаемых идей, начиная от отмены езды с включенными фарами в дневное время до полного запрета въезда иногороднего транспорта на территорию города, автомобилистами и экологами больше всего обсуждаются две: переоборудование автомобилей на газ и программа обновления автопарка.
– По транспорту надо переходить к более чистым видам топлива, частично это происходит, отдельные виды такси и муниципальные автобусы уже перешли на газ. Необходимо внедрять меры по ограничению использования определенных видов транспорта и топлива, не соответствующих экологическим стандартам, развивать пешеходную и велосипедную инфраструктуры, а также модернизировать систему общественного транспорта, – говорит Вадим Ни, председатель Экофорума общественных организаций.
Так как переоборудование транспортного средства — дело весьма затратное и в тяжкое кризисное время многим автомобилистам не по карману, алматинцы предлагают государству материально поддержать это начинание.
Допустим, освободить владельцев от транспортного налога на сумму, равную затратам на покупку и установку ГБО. Ну или субсидировать затраты,
считает алматинец Игорь Ильинский.
Впрочем, гораздо больше сторонников у идеи «сократить количество старых неэкологичных автомобилей в стране для улучшения экологической ситуации».
«Сегодня по дорогам Алматы ездят порядка двух миллионов автомобилей, которые выпущены более 18 лет назад. Все они наносят большой вред экологии. Стране нужны программы по стимулированию – избавлению старого неэкологического транспорта и доступности приобретения нового. Государство вынуждено пойти на данную меру, тянуть дальше некуда, иначе сами себя задушим» – пишут алматинцы на форумах и там же приводят в пример недавний опыт Китая и России:
«Китайцы, к примеру, решили отрегулировать экологию путем утилизации автотранспорта. Поднебесная превратила в утиль более пяти миллионов машин».
В 2014 году в Китае действительно было приняло решение об утилизации огромного числа старых авто. Образование токсичного смога уже давно стало настоящим бедствием для крупных мегаполисов Китая, особенно его столицы – Пекина. Ради экологии в Поднебесной в общей сложности было уничтожено более 5,3 млн «железных коней», которые уже свое отскакали. При этом правительство КНР использовало метод пряника: чиновники предлагали жителям денежную компенсацию за старое авто. Размер компенсации варьировался, но имел максимальную планку, которая составляла две тысячи триста американских долларов.
Параллельно похожую программу проводили и в России. С помощью программы стимулировали спрос на автомобили российского производства, обновили парк автотранспортных средств, попутно решив вопрос с улучшением экологии. В рамках программы покупателям нового автомобиля компенсировали часть его стоимости – при условии полного отказа от использования старого.
– Утилизация и переработка старых автомобилей приобретает все большее экологическое и экономическое значение в Казахстане, – считает руководитель Ассоциации безопасности дорожного движения «Общая дорога» Арсен Шакуов. – У нас в стране очень много машин, выпущенных до 90-х годов, которые, в принципе, уже не должны ездить, но тем не менее продолжают. Старый автомобиль в сравнении с новым не выдерживает никакой конкуренции по расходу топлива, к тому же он чаще ломается и представляет реальную угрозу нашему здоровью. Достаточно просто посмотреть под старый автомобиль, чтобы увидеть потеки отработанного машинного масла и бензина. Уже при пробеге двигателя более 100-150 тыс. км увеличивается количество вредных выбросов. В Японии, к примеру, машины старше 7 лет уже не имеют право ездить, их выкидывают и покупают новую.
По мнению Арсена Шакуова, у нас
многие автомобилисты и сами понимают, что наносят непоправимый вред экологии и обществу в целом, но… выбросить на свалку жалко, а купить новый нереально
– Владелец старого автомобиля и рад бы поменять свою «старушку» на новый, но цена «кусается», – объясняет Арсен Шакуов. – Для таких людей в первую очередь нужна программа утилизации, потому что самостоятельно без помощи государства им не справиться. Государство должно стимулировать автовладельцев утилизировать старые автомобили и приобрести новые. Выгода от этой программы колоссальная – это и экология, и безопасность на дороге, и хороший толчок для развития отечественного автопрома.
Казахстанцы идею программы утилизации поддерживают, много вопросов вызывают лишь методы ее реализации.
«Конечно, лучше сесть за новый авто нежели кататься на старом. Но тут есть одно большое Но… вот вы сами подумайте, будет ли человек есть вчерашние сухарики, если у него нет свежей булки? Конечно будет, ведь выход какой?? Или же почему этот человек ходит в старых потертых штанах вместо того чтобы одеть новые? Ну конечно, он оденет новые, когда будет возможность! (Если она будет). И такой вопрос: что же будет с нашими авто 90-ых годов выпуска? У меня автомобиль 95 года выпуска, да, я хочу такой же новый, но у меня нет средств», – делятся алматинцы на форумах.
Кроме финансового вопроса, многих волнует и отсутствие соответствующей инфраструктуры по утилизации автомобилей, которая также потребует огромных капиталовложений.
Государству необходимо принять кардинальные меры в этом направлении, предоставив казахстанцам программы, которые будут выгодны и владельцам старых авто, и всем остальным. Задача сложная, т. к. будет ряд недовольных. Но если не принять меры сейчас, ситуация не поменяется – пишут форумчане.