В Азербайджане траур. 30 человек пропали без вести, один погиб в результате произошедшей аварии на нефтяной платформе «Гюнешли» на Каспии.
4 декабря в пятницу, около 17.40, из-за сильного шторма на глубоководной платформе месторождения «Гюнешли» была сорвана опорная труба, в результате был поврежден газопровод, работающий под давлением 110 атмосфер, что привело к сильному пожару, — говорится в совместной информации Госнефтекомпании Азербайджана, МЧС и Генеральной прокуратуры.
С целью предотвращения возможных последствий были перекрыты все нефтегазовые коммуникационные системы, ведущие к глубоководной платформе №10,
на платформе была приостановлена эксплуатация 28 нефтяных и газовых скважин
В целях спасения от возможного взрыва, работники платформы, разместившись на двух спасательных шлюпках, спустили их с платформы до уровня 10 метров от поверхности воды.
Через 15-25 метров после аварии к месторождению прибыли и приступили к спасательной операции дежуривший на месторождении «Гюнешли» пожарный корабль «Вихрь-9» МЧС, а спустя непродолжительное время – пожарный корабль «Вихрь-5», спасательное судно “Avior”, буксирный корабль «Самир Гулиев». К спасательным работам и тушению пожара были также привлечены еще несколько кораблей.
Однако из-за усиления шторма при фактической высоте волн до 9-10 метров ни одно судно не смогло пришвартоваться к платформе,
что сделало невозможным осуществление спуска спасательных шлюпок на воду и буксирование их кораблями. Были также осложнены работы по беспрерывной прокачке воды для тушения пожара.
Около 22.45 пятницы из-за шквального ветра и сильных ударов волн одна из спасательных шлюпок сорвалась с крюка троса и упала в море вместе с нефтяниками. Благодаря находящимся поблизости кораблям удалось достать из воды троих нефтяников и тело одного из утонувших.
5-го декабря, несмотря на плохие погодные условия, была проведена эвакуация нефтяников со второй спасательной шлюпки. На место происшествия были привлечены два вертолета МЧС со спасателями на борту. Однако из-за высокой температуры вертолетам не удалось осуществить посадку на платформе, они осуществили посадку на соседних платформах.
Спустя некоторое время указанные спасатели МЧС, разделившись на 2 группы, одна — на вертолете ЗАО «АЗАЛ», вторая – на корабле «Муслим Магомаев» Каспийского пароходства, обеспечили эвакуацию 26 нефтяников из шлюпки и еще троих – с самой платформы. Таким образом,
всего были эвакуированы 32 человека, тело еще одного человека было извлечено из воды
Как сообщил сегодня Vesti.Az главный инженер ПО «Азнефт» Баламирза Агарагимов, на 11:00 часов 7 декабря 29 пропавших без вести нефтяников все еще не найдены. По его словам, к поискам привлечены суда и вертолеты. Наряду с этим, пожар на основании все еще не потушен.
В связи с произошедшим оповещены соответствующие структуры Туркменистана и Ирана, а также все находящиеся в море плавательные средства.
Все казахстанские корабли после пожара на азербайджанской нефтяной платформе в Каспийском море осуществляют усиленное наблюдение за обстановкой,
чтобы в случае обнаружения объектов или потерпевших оказать помощь.
Соболезнования в адрес Азербайджана поступили от президентов России, Турции, Грузии и других стран.
Почти сразу же в соцсетях появились видео с места событий, а на следующий день — свидетельства очевидцев.
https://youtu.be/bpx1TPKkWKI
Как передает AZE.az, спасенный при пожаре на месторождении «Гюнешли» Рашид Гусейнов, который получает лечение в Центральной больнице нефтяников с диагнозом «сотрясение мозга», рассказал о пережитом.
— Высота волн на море в момент пожара на месторождении «Гюнешли» доходила до 8-10 метров, что мешало нам эвакуироваться. Скорость ветра составляла примерно 40-45 метров в секунду. В тот момент, когда шлюпку силой волн ударило в платформу, я ударился головой.
Другой очевидец рассказал следующее:
«17.30 — 17.45 (точное время указать не могу) произошло возгорание газового коллектора, на блоке вспыхнул пожар. Возгорание было в районе скважин. Отмечу, что жилые помещения, или как у нас называют, жилблок, находятся на расстоянии 50-60 метров.
На блоке располагаются 4 спасательные шлюпки, каждая из которых может взять на борт 42 человека. Помимо шлюпок имеются спасательные плоты, обычно их 2, каждый может принять на борт 20 человек (в зависимости от конфигурации), конкретно на этом блоке 2 шлюпки находятся с северной стороны и 2 — с восточной.
Так как личный состав блока был лишен возможности бороться с пожаром собственными средствами, кем-то из руководства блока принимается решение об эвакуации личного состава блока.
И тут первая грубая ошибка: людей рассаживают по шлюпкам, а шлюпки находятся с ветреной стороны
Вторая грубая ошибка: то, что спасательные жилеты находятся в комнатах, в которых живут работники. Те, кто находился в помещении, еще как-то имели возможность взять жилеты, но тем, кто находился на рабочих постах явно было не до жилетов. Ну, а если ко всему этому добавить темноту и панику, можно представить состояние людей.
…Только после спуска в шлюпках поняли, что ветер затаскивает шлюпки под платформу. Ветер был силой в 40-42 метра в секунду, а уже при 33 метрах в секунду считается ураганом, полеты вертолётов запрещены. Были волны высотой 9-10 метров. Против такого ветра и волн шлюпка просто не справится — ее в щепки разобьет о сваи. Спусковой механизм рассчитан на спуск шлюпки даже с обесточенного блока, а вот для того, чтобы шлюпку поднять, нужно электричество, которого нет. Обе шлюпки болтаются над водой, их накрывают волны, но шлюпке это не страшно — так как люки шлюпки закрываются герметично. В шлюпках есть небольшое количество воды, аптечка, высокоэнергетические питательные батончики и сигнальные средства.
…Примерно в 21.00 появилась информация, что на второй шлюпке сорвало одно из креплений, она приняла практически вертикальное положение, волнами ее то поднимало, то вновь опускало.
В то же время шлюпку стало бить о сваи. Положение у людей было незавидное
…Примерно в 23.00 (может позже, может раньше) появилась информация, что пострадавшую шлюпку сорвало с крепления, она, получив сильнейшие повреждения, была смыта в море. Все корабли выстроились с подветренной стороны блока, чтобы поймать ее и вытащить людей, попавших в воду. Через некоторое время один из кораблей обнаружил поврежденную шлюпку и накинул на нее специальную сеть. Спасательное судно со шлюпкой у борта находилось в метрах 50-70 от нашего основания, вдруг сквозь волны мы увидели, что шлюпка перевернута.
Этот вид вызвал у нас ужас, у некоторых накатили слезы, а некоторые стали молиться Богу
…Что происходило дальше со шлюпкой, мы не знаем, так как судно с ней сносило ветром, они отдалились от нашего основания. Остальные суда продолжали поиски людей в воде.
Хочется верить, что те, кто числится пропавшими без вести, все же живы. Но телефоны их по-прежнему отключены, информации о них, как о спасшихся, нет…»