Свободное плавание тенге ускорило инфляцию, что повлекло за собой вполне ожидаемую реакцию властей.
Ситуацию с ценами в магазинах рассматривали в акимате Алматы в минувшие выходные.
Акимат Алматы требует удержать цены на продукты из условной категории «жизненно необходимых» и советует розничным сетям и базарам искать поставщиков, которые не пытаются заработать на кризисе. Таков основной посыл совещаний, прошедших под руководством замакима Ерлана Аукенова.
Цены выросли, но неоднозначно. Так, согласно озвученным на совещании данным, больше всего подорожали подсолнечное масло, сахар, яйца, помидоры и огурцы. По официальной статистике, подорожание произошло в основном на импортируемые товары, на товары казахстанского производства цены повысились незначительно. С начала декабря 2015 года цены на социально-значимые продовольственные товары выросли на 1,7%. Из 33 наименований социально-значимых продуктов питания по 18 товарам цены выросли от 1% до 4%, по 6 продуктам отмечено незначительное повышение – до 1%, по 9 наименованиям цены остались на уровне предыдущего месяца.
– Из 33 наименований социально значимых товаров рост идет по 4, – подчеркнул замакима Ерлан Аукенов. – По огурцам и помидорам понятно, это связано с сезонным характером, но у нас есть резервы, на счет которых необходимо принять меры. По подсолнечному маслу, конечно, снизить цену нереально, но повлиять на 20-30% за счет сокращения цепочки перекупщиков можно. Скорее всего, где-то в городе есть склады, которые затарились, а теперь сбыть не могут. Я не поверю, что в Алматы на складах нет масла подсолнечного.
Что касается «необоснованно» дорогих яиц, то в настоящее время этим активно занимается антимонопольный комитет и, вполне вероятно, вскоре «яичное дело» будут рассматривать в суде.
– Есть социально уязвимые слои населения, для них продукты должны быть доступны, чтобы огурцы и помидоры, салат из свежих овощей на Новый год люди могли себе позволить. И чтобы этот салат стоил не 2 тысячи тенге, а одну, – сделал заключение замакима. – Давайте в предновогодний период поднимем людям настроение корректировкой цен в сторону понижения.
О том, почему цифры на ценниках стабильно ползут вверх, докладывали представители розничных торговых сетей Magnum и Ramstore.
Как сообщил представитель торговой сети Magnum, из социальных товаров подорожали молочная продукция, сахар, гречка, подсолнечное масло.
– Из молочной продукции сильно подорожали сливочное масло и кисломолочка, – сказал докладчик. – Если комментировать ситуацию с яйцами, то когда произошла девальвация в России, россияне нас завалили дешевым яйцом и курицей, а сейчас произошел обратный эффект.
В своем докладе представитель Magnum в основном ссылался на увеличение отпускных цен поставщиками продуктов питания, а учитывая, что многие из них находятся за пределами Казахстана, то влиять на ценовую политику практически бесполезно.
Как выяснилось, Magnum работает в минус и по сахару. 40 тонн сахара в день сеть продает с наценкой в несколько тенге, при этом зачастую не покрывает расходы, связанные с тем, чтобы перегрузить этот сахар и пропустить через кассу.
– Что касается свежих овощей и фруктов, то как такового цивилизованного рынка у нас вообще нет. Есть ряд теплиц и импорт, который заходит из Узбекистана. Когда мы получаем товар, там колоссальный объем брака. Если учесть, что наценку на социально значимые товары мы держим в районе 8%, то с учетом подпорченного товара, сеть не закрывает даже свои операционные расходы и работает в минус, – сообщил представитель Magnum.
– Категорически не хватает огурцов и помидоров, поставщики не успевают поставлять, соответственно цена поднимается, я не думаю, что здесь сговор, – добавил представитель Ramstore.
Согласно выводам аналитиков торговой сети Magnum, главным инструментом борьбы с экономическими трудностями для алматинцев стал режим экономии. Он проявляется в двух основных вариантах – переход на более дешевый ассортимент и отказ от покупок.
– Несмотря на то, что цены растут, стоимость потребительской корзины не повышается – люди в основном берут уцененный товар, то есть то, что стоит на скидке. Кроме того, многие стали выбирать более дешевый товар или вообще отказываться от покупок в пользу экономии, – сообщил спикер от сети Magnum. – К примеру, если раньше семья могла позволить себе купить три плитки шоколада на неделю, то теперь покупает две. При том, что последний месяц года традиционно считается временем всеобщих праздничных покупок и пиком потребительских расходов.
По ожиданиям аналитиков торговых сетей, 2016 год станет периодом возврата к более скромной жизни, экономии на текущих расходах и поиску товаров подешевле.
Между тем, курсовые изменения еще в полной мере не отразились на росте потребительских цен
– Если говорить честно, мы до сих пор не ощутили весь девальвационный эффект, который произошел из-за ослабления курса тенге. Первая волна повышения цен пришлась на сентябрь-октябрь, вторая на ноябрь-декабрь, но на самом деле мы сейчас торгуем по курсу где-то 250-280 тенге, так что дальнейшее повышение не за горами, – сообщил представитель Magnum.
Впрочем, как утверждает спикер, в Magnum пересмотрели политику ценообразования и планируют снизить наценки. В торговой сети даже готовы нести потери для того, чтобы не потерять клиентов.