Сейчас каждый обладатель фотоаппарата считает себя профессиональным фотографом. Но так ли это? На этот вопрос отвечает мастер фотографического дела Валерий Коренчук.
— Валерий Дмитриевич, когда фотография вас пленила? Ведь по первому образованию вы совсем не фотограф?
— Я технарь с детства. Сначала судомодельный кружок в доме пионеров и оттуда прямая дорога в Ленинградский кораблестроительный институт, куда я поступил в 1958 году. Буквально через неделю оказался в гостях у земляков. Лева Гуданцев тогда был аспирантом университета и занимался фотографией. В гостях от нечего делать перелистывал журналы фотографий — один, другой, третий, и в голове что-то стало вырисовываться. А потом пришла мысль: фотография – великолепная штука, с первой же стипендии нужно купить фотоаппарат.
Тогда стипендии были маленькие, фотоаппараты дорогие — копить пришлось полгода. За это время прочитал всю литературу, которая была в районной библиотеке, первую пленку зарядил 29 апреля 1959 года. Тогда мы на шлюпке отправились через Финский залив в Петергоф. Его в тот год собирались открыть. Мы смотрели и фотографировали, как золотят статуи. Возвращаемся – а у меня всего два неиспользованных кадра в пленке. И вдруг в шлюпке кто-то в мою уключину воткнул веточку вербы. И вот закатное солнце проходит контровым светом, веточка, такая пушистая, вырисовывается, а за бортом волны. Мне осталось только скомпоновать и щелкнуть.
После окончания института меня привели в фотоклуб. Виталий Федорович Беляков присмотрел несколько моих фотографий и сказал: «Напечатайте выставочный формат, я пошлю их вместе со своими фотографиями на международные выставки». В 1969 году одна из первых коллекций ушла в Югославию и вернулась с дипломом.
— То есть одна из ваших первых фотографий вернулась с дипломом.
— Да. До этого фотодело прошло как-то мимо меня, хотя рядом в Доме пионеров был фотокружок. Фотомир покорил после того, как я увидел знаменитые фотографии знаменитого чешского романтика Йозефа Судека. Детей нужно начинать приучать к хорошей фотографии именно с такой классики.
— Сейчас каждый второй — фотограф. Парадокс.
— Сейчас каждый считает, если купил фотоаппарат или IPhone, то он уже фотограф.
— В чем отличие фотографа-профессионала от человека с фотокамерой?
— Профессионал — не очень уклюжее слово. Когда-то в 1990-е годы мне попался последний советский справочник профессий. 150 или 152 специальности начинались со слова «фото» – «фотолаборант» и т. д. И там не было слова «фотохудожник». Получается, всю славу Советскому Союзу и Казахстану на всемирном уровне завоевали фотолюбители – инженеры, врачи, слесари, бетонщики… Они тратили на это деньги, а профессионал зарабатывает их. У него в голове несколько другая система. Он на мир смотрит через муаровые знаки денежных купюр. У нас из фотоклуба человек 20-25 ушли в корреспонденты. До этого они участвовали в выставках, а ушли на вольные хлеба… Понятно, что эта текучка затягивает, но это не то.
— А после того, как ваша работа стала призером выставки, вы ведете счет, в скольких выставках участвуете? Я посмотрела в интернете – это невозможно.
— В фотоклубе только международную выставку мы считаем за выставку. Республиканские и союзные в счет не берутся. И вот получается, за 54 года существования фотоклуба работы алматинцев были уже на 1620 международных выставках в 47 странах мира. У Виталия Белькова было 470 выставок, у Владимира Шугайлова – 147. Человек десять имеют по сотне выставок, 52 человека, у которых хотя бы на одной международной выставке работы экспонировались.
— Внушительное количество выставок, через которые прошли фотографы.
— К юбилею тоже хотел принять участие. Но сейчас очень накладно участвовать — сумасшедшие вступительные взносы. Думаю, до 700 доведу, и все. Но как Новый год наступил, я подсчитал. Оказалось 712.
— Опять не круглая цифра. Надо доводить.
— Тут у меня назревает юбилей – 75 лет, я решил поднапрячься и довел количество до 750 выставок. Пусть кто-нибудь попробует догнать.
— То есть вы – суровый критик.
— Вредный критик, но это иногда помогает. Получается, фотоклуб отмечает 50-летие выхода на мировую арену. Нам есть чем гордиться. Раньше мы равнялись на Всесоюзный уровень и по черно-белой фотографии входили в десятку лучших фотоклубов страны. Их тогда было 700 по стране. По цветной фотографии входили в первую пятерку, по слайдам, которые появились в 1969 году и позже исчезли в связи с цифровой фотографией, были первыми.
— Цифровая фотография. Вы активно пользуетесь такими новинками?
— В пределах финансовой возможности.
— То есть вам это нравится?
— Не только нравится. Это новые технологии.
— Я знаю людей, которые говорят «то, что было на пленке, не повторить». Это так?
— Это воспоминания — видеть, как в водяной ванночке на белой бумаге вдруг начинает проявляться изображение. А сейчас через секунду изображение выходит на дисплее. Возможностей в 10-20 раз больше, чем у пленочной фотографии. Все остальное как было, так и осталось. Перед нами реальность. Объективы не меняются. Цвет через объектив раньше проходил на пленку, сейчас – матрица. Что изменилось?
— То есть все равно главными являются руки и голова.
— Творчество. Сейчас появился новый вид искусства – компьютерная фотография, которую тоже называют цифровой. Нечто пограничное между фотографией и живописью. Как Сальвадор Дали и его сюрреализм. Он невозможен без компьютерных технологий. Уберите компьютер и этот вид искусства исчезнет. Остается только творчество. Потому что оно дает богатейшие возможности.
А фотография заявила о себе не в момент изобретения, когда в 1839 году мир узнал, что появилась дагеротипия, а гораздо позже — в 1970 году, когда пленки стали настолько чувствительными, что появились затворы и можно было фотографировать с выдержкой 1/100, 1/125, 1/250. То есть фотография делает то, что не делает ни одно искусство. Она схватывает мгновение и эмоцию, которая овладела фотографом в этот момент. И настоящая чистая фотография – это улавливание мгновения бытия. Кому-то везет, потому то он оказался в нужное время в нужном месте. А все остальные изыски – это уже другая территория.
— А ваш первый фотоаппарат сохранился?
— Да. Правда, он не в рабочем состоянии. И тем не менее, даже в самый старый фотоаппарат можно зарядить пленку и сделать удовлетворительные кадры. Что отличало пленочные фотоаппараты? При поломке их можно было починить в любых условиях. Перочинный ножик или иголка, проволока – и все. А если цифровой отказал, ты не знаешь, что с ним. И ничего не сделаешь.
— Это минус чувствительной техники.
— Да. Поэтому некоторые товарищи на всякий случай, отправляясь в путешествие, берут запасную камеру.
— Сколько у вас рабочих фотоаппаратов?
— Сейчас пользуюсь только одним, Canon 600. До этого были Canon 550, Canon 400… Все семейство Canon.
— Старые технологии?
— Сейчас в мире технологией дагеротипии занимается где-то 200 человек. Многие сами варят эмульсию. В Алматы Виктор Харченко на пластинках снимает портреты. Какой-то налет времени на этих стеклянных пластинках есть.
— Я желаю вам новых фотографий и процветания вашему клубу! Спасибо!
Видеоверсию смотрите здесь