Автолюбителям Казахстана грозят новым ужесточением штрафов за нарушение Правил дорожного движения. На следующей неделе — 9 декабря — в мажилисе парламента РК должно состояться первое чтение по поправкам в Закон «О дорожном движении» и сопутствующим нормативным актам.
В статье 46 КоАП РК планируется внести изменение, позволяющее лишать прав лиц с ограниченными возможностями за езду в нетрезвом виде. По действующим нормам, людей с ограниченными возможностями можно лишь штрафовать, но не лишать водительского удостоверения, — сообщила руководитель рабочей группы мажилиса, депутат Галина Баймаханова порталу kolesa.kz.
Изменения ждут и 598 статью КоАП. За то, что водитель не пропустит машину оперативных и специальных служб со включенными световыми и звуковыми сигналами, предлагается взыскивать не 7 МРП, а 10. Это же нарушение в отношении транспорта со спецобозначениями на кузове может повлечь штраф в размере 30 МРП (сейчас — 10 МРП). При этом за повторное нарушение в течение года предлагается повысить штраф с 15 МРП до 50 МРП.
Наказание по статье 613 КоАП также может быть увеличено.
За отказ от медицинского освидетельствования на алкоголь или наркотики мажилисмены предлагают лишать прав на 3 года
Сегодня за такой отказ лишают на 2 года.
Другой станет и статья 75, вернее, ее подпункт 5 пункта 1 «Прекращение права управления транспортными средствами». В проекте поправок предлагается чтение: «действие прав может быть прекращено в случае неисполнения исполнительного документа по взысканию штрафа» и предполагается, что представление об этом будут выносить судебные исполнители. Иными словами,
в случае злостной неуплаты штрафа, судоисполнители смогут просить судью забрать ваше водительское удостоверение насовсем
— ведь юридическое понятие «прекратить» означает лишиться прав навсегда. После этого нарушителю придется заново сдавать экзамены на получение водительского удостоверения.
Согласно новым поправкам, отменена норма, запрещающая стоянку там, где она специально не разрешена, то есть практически везде. А вот поправка, отменявшая норму об обязательном включении фар, не прошла. Также остается в силе и норма о детских автокреслах. Также предложено убрать непонятный пункт, где пассажирам запрещено выходить из автомобиля, не спросив разрешения полицейских.
Отметим, что не так давно представитель Генпрокуратуры Асет Чиндалиев призвал уменьшить штрафы за ПДД, поскольку увеличение штрафов не приводит к снижению правонарушений на дорогах. По данным статистики,
доходы населения снизились, а размеры некоторых штрафов с 2001 года увеличились в 25 раз
Следовательно, не все граждане могут своевременно оплачивать штрафы.
В целом депутаты согласились с мнением Генпрокуратуры и подсчитали: средняя зарплата в Казахстане равна 100 000 тенге, а средний штраф – около 20 000 (10 МРП). Поэтому соотношение зарплаты и штрафов (1:5) посчитали слишком суровым и решили пересмотреть некоторые нормы наказаний. Правда, есть опасение, что снижение штрафов в сложных экономических условиях вряд ли будет поддержано бюджетной комиссией.
Тем не менее, мажилисмены наметили снижение по штрафам в двух случаях: по статье 597 КоАП за нарушение правил остановки и стоянки. Здесь штраф предлагается снизить с 10 МРП до 3 МРП, а за стоянку на месте для инвалидов – с 50 до 5 МРП.
Разработчики поправок решили расширить список «красивых» госномеров, реализуемых по повышенным ценам (статья 66 закона «О дорожном движении»). Теперь официально продавать предлагается номера с красивыми буквенными сочетаниями типа ООО или ZZZ, а также так называемые зеркальные цифровые комбинации типа 717 или 838. Зеркальный номер ориентировочно может стоить 150 тысяч тенге, а если еще и с «красивыми» буквами, то около 300 тысяч.
Решено узаконить предписания, оформляемые по показаниям с камер фото- и видеофиксации. Теперь в КоАП предлагается прописать норму, согласно которой
штрафы по предписаниям с камер станут оформляться в течение трех суток со дня фиксации правонарушения и установления собственника,
о чем должны будут уведомить автовладельца.
Ждут изменения и Закон «О дорожном движении». Так, статья 23, позволяющая сотрудникам МВД отказать в предоставлении государственной услуги, к примеру, по регистрации автомобиля, лицу, имеющему своевременно неисполненное постановление по делу об административном правонарушении в сфере обеспечения безопасности дорожного движения до его исполнения, дополнится словами «или предписание». Статья 67 и вовсе запретит постановку или снятие авто с учёта в случае неисполненного постановления и предписания о штрафе, тогда как сегодня предписания с камер не являются причиной для отказа в госуслугах.
Между тем ряд общественных организаций видят в новых поправках только лишь очередное «закручиваение гаек». Так, директор ОО «ОСА» Руслан Лазута считает, что все поправки принимаются второпях и не отвечают чаяниям автомобилистов.
— Мы заявляли с самого начала, что ужесточение штрафов ни к чему хорошему не приведет. Ну нет у людей денег платить такие огромные штрафы! Да, самое простое — это взять и, не думая, усилить наказание. А подумать, какие еще меры нужны для снижения аварийности на дорогах — это уже сложнее. Никто не хочет говорить о повышении автомобильной грамотности водителей и пешеходов, никто не думает о том, как улучшить работу организаций по выдаче прав.
Нужно бороться с коррумпированностью в автошколах, прекратить практику покупки водительских удостоверений
А это — прямая обязанность МВД. Кроме того, нас возмущает, что общественные организации не принимают участия в обсуждении внесения поправок в законы. В бесконечных рабочих группах заседают люди, которые весьма и весьма далеки от наших проблем, которые зачастую и за рулём-то не ездили. Вот в чем беда и вот в чем причина принятия подобных законов.
В преддверии нового года в России традиционно принимают целый пакет поправок в КоАП РФ. в 2016 году российских автомобилистов также ждет ужесточение наказаний за ряд нарушений ПДД.
Тонировка. Депутат ГД РФ Вячеслав Лысаков предложил повысить штраф для водителей затонированных авто с нынешних 500 рублей до 1500. За повторное нарушение придется выложить уже 5000 рублей. Альтернативой было предложение лишать «теневых» автомобилистов прав, однако столь радикальная мера поддержки у властей не нашла.
Водители без прав. На сегодня управление транспортным средством лицом, не имеющим на то право, карается штрафом в размере от 5 000 до 15 000 рублей. Если поправки будут приняты, за рецидив водителя-бесправника отправят на исправительные работы на срок до четырех лет.
Появление автомобиля на закрытом железнодорожном переезде. Сегодня штраф за данное правонарушение составляет 1000 рублей (или лишение прав на три-шесть месяцев). Предлагается увеличить денежную санкцию до 5000 рублей (лишение прав на срок от четырех до шести месяцев).
Еще один блок поправок касается освидетельствования автомобилистов на состояние опьянения непосредственно на месте остановки. Если кратко – предлагается дать инспекторам ГИБДД право использовать алкотестеры без оформления протоколов, привлечения понятых или ведения видеосъемки. Кроме того, полицейский сможет направить водителя на освидетельствование в медучреждение, даже если других признаков, кроме неадекватного поведения, у остановленного нет. При этом этап с «продувкой» может быть пропущен. Это, по мнению авторов поправок, позволит оперативно выявлять алкоголиков и наркоманов, а затем отстранять их от управления ТС.