Как рассказывает Шамиль Аляутдинов, «в мусульманском информационном пространстве, особенно в социальных сетях, можно встретить запреты на празднование Нового года и поздравления с ним.
При этом аргументацией в пользу запрета становятся вымышленные интернет-истории возникновения такого праздника (версий множество!). Обычно пишут, что когда-то давным-давно это был языческий праздник, а потому праздновать его нельзя. С одной стороны, все верно — мусульмане не празднуют языческие праздники. Но с другой стороны — нужно учитывать, что
никто в нашем обществе не празднует Новый год как языческий праздник и никому в этот день не поклоняется
Сегодня для всех жителей Земли празднование Нового года является народным и государственным праздником, цель которого — отметить окончание очередного календарного года. Государственные органы, компании, организации, жители страны подводят итог годовой деятельности, дарят друг другу подарки, зовут в гости, посещают родственников и просто отдыхают после годовой трудовой деятельности. Новогодние каникулы — это время для зимнего вида спорта и отдыха, для культурно-развлекательных мероприятий. То есть люди отмечают не языческий праздник, а проводят время с отдыхом, весельем и встречами друзей и родственников. Для детей это особое время, когда взрослые уделяют им большее внимание, дарят подарки, вкусности, водят по новогодним представлениями, концертам, то есть окружают их своим вниманием и заботой больше, чем в обычные дни.
Никакого религиозного элемента в данном случае вообще нет. Религия и вера тут не затрагиваются вовсе
Потому в таком случае действует хадис, согласно которому все дела оцениваются по намерениям.
Заключительный Божий посланник пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, дела [оцениваются, как и выстраиваются, реализуются] только по намерениям. И каждому человеку [воздастся] в соответствии с намерением»*.
Также в достоверном хадисе сказано: «Дарите друг другу подарки, дабы укрепить (усилить) чувство любви [уважения] меж вами»**.
Если люди преследуют цель в канун смены календарного года собрать родственников, пожелать чего-то доброго и воодушевляющего, подарить друг другу подарки и весело отдохнуть после напряженного года, то их дела будут оцениваться соответственно, как и сказано в достоверном хадисе.
Активно отдыхать с пользой для души и тела, навещать родных и приглашать гостей, дарить подарки и радовать своих близких — все это никак не порицается, а наоборот, поощряется в Исламе
Поздравить человека с наступлением нового календарного года или поздравить его с днем рождения не несет в себе ничего, кроме желания сделать человеку приятное.
При правильном отношении к новогодним торжествам они становятся очень даже хорошей возможностью для пополнения своего личного дела пред Богом добрыми поступками.
Поздравление человека с Новым годом указывает на проявленное внимание к ближнему и пожелание ему добра в новом по григорианскому календарю году», — заканчивает богослов.
* Хадис от ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. Т. 1. С. 21, хадис № 1.
** См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 202, хадисы № 3373–3375, «хасан».