Слово «хиджаб» в переводе с арабского означает «завеса, укрытие», но все понимают под этим словом одежду мусульманок. Сегодня в странах Центральной Азии можно видеть очень много девушек, одетых таким образом. В Узбекистане начался новый виток борьбы с хиджабом — правоохранительные органы пошли в наступление.
В Узбекистане дресс код действует повсеместно и почему-то больше касается женщин, нежели мужчин. В школах, колледжах, ВУЗах нельзя носить джинсы, короткие юбки и самое главное — хиджаб. Если на первые две вещи могут еще закрыть глаза, то с хиджабом шутки плохи. Также нельзя в хиджабах фотографироваться на документы. Девушек и женщин в хиджабе не показывают по телевидению. Получается, в хиджабе узбечки могли появляться только на улице и дома. Но теперь милиция и активисты местных комитетов взялись и за них.
Насколько это компания будет удачной, сказать трудно. По численности носителей хиджабов лидирует Ташкент, поэтому “штаб борьбы” с этим одеянием находится в Ташкенте.
— В принципе, женщины в хиджабах всегда были под негласным присмотром, но вот уже как два-три дня начали выявлять религиозные семьи, где его носят, — рассказывает активист Фируза.
Она одна из сотрудниц махаллинского комитета по культурно-образовательным вопросам, которые призывают женщин носить обычный узбекский платок вместо хиджаба и просят соблюдать законы. Речь идет о статье 14 закона «О свободе совести и религиозных организациях»: «появление граждан Республики Узбекистан (за исключением служителей религиозных организаций) в общественных местах в культовых одеяниях не допускается».
По узбекскому законодательству, появление в общественных местах в культовых одеяниях влечет наложение штрафа от пяти до десяти минимальных размеров заработной платы или административный арест до пятнадцати суток.
В конце ноября на сайте узбекской службы «Радио Свобода» появилась история 17-летней Айши из Ташкента —
девушку вызвали на беседу в прокуратуру после того, как она разместила свою фотографию в хиджабе на аватарке в мессенджере Telegram
— В колледже я хожу открыто, но в соцсети разместила свою фотографию в хиджабе, чтобы мальчики не приставали. Я один или два раза заходила на свою страничку из интернет-кафе рядом с домом. Оказывается, об этом узнала прокуратура. В прокуратуру меня повел заместитель директора колледжа по вопросам духовности. В прокуратуре Чиланзарского района со мной беседовал парень в возрасте 25 лет, который представился Хаётом. Он спросил меня: «Почему вы поставили свое фото в хиджабе? Почему разместили тексты с религиозным содержанием и фото с надписью на арабском языке?» После он попросил меня написать объяснительную и отпустил домой. В коридоре я увидела еще пару девушек. По-моему, их тоже вызвали по этому вопросу. Сейчас я удалила свои аккаунты в Telegram’е и «Одноклассниках», — рассказала Айша корреспонденту «Свобода».
У домохозяйки Шахнозы Саидмухаммедовой две дочери-близняшки – Зухра и Фатима. Зухра иногда посещает салон и не отказывается от косметики, педикюра и маникюра. Фатима дома свой хиджаб снимает только перед сном. Поведение Зухры раздражает Фатиму — она считает, что девушке-мусульманке не подобает вести себя таким образом. Эту мысль поддерживает и мама близняшек.
— Если честно, лучше, чтобы они ходили в хиджабе. Он помогает девушке сохранить целомудрие и шарм. Традиционные сваты больше предпочитают девушек в хиджабе. Зухру часто упрекаю в этом. Она больше старается быть современной. И подружки у неё такие, видимо, она хочет быть похожей на них. Но от хиджаба отказывается напрочь, — рассказывает Шахноза.
Часто родители в Узбекистане предпочитают сватать девушек в хиджабе. Молодые парни не могут идти против желания старших. Среди парней много образованных и даже обучавшихся или работавших за рубежом. Частично по этой причине растет число девушек в хиджабе. Поэтому некоторые из них надевают хиджаб всего лишь для внешней видимости.
Нигоре 29 лет, замужем не была. Намаз не читает, поэтому и хиджаб никогда не надевала. «Подружки говорят мне часто, чтобы одевала хиджаб, если даже намаз не читаю, потому что как только одену хиджаб, сразу же замуж выйду. Есть знакомые девчонки, которые гуляли направо-налево, спали с кем хотели, пили, курили, аборт не аборт, некоторые из них зашивались после проституции…. а потом хоп… одели хиджаб и замуж вышли, стали такие святые», — говорит Нигора.
Хиджаб появился в Узбекистане в начале 90-х годов с возрождением ислама. Мужчины начали носить белые калпаки, длинную одежду из хлопка и бороду. Женщины облачились в хиджаб, который был популярен в Иранской Исламской Республике. До октябрьской революции 1917 года и последующее 20-е годы узбечки, в отличие казашек и кыргызок, носили паранджу — длинный халат с ложными рукавами. Она скрывает все тело, оставляя прорезь для глаз, покрытую прямоугольной плотной сеткой-чачваном. Ислам предписывает женщинам скрывать тело, кроме лица и кистей рук:
«О, Пророк! скажи своим женам, дочерям и женам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала. Это лучше, чем их узнают; и не испытают они оскорбления» (Коран, сура 33).
В 1927 году советская власть в Узбекистане начала борьбу с традициями ислама. Повсеместно узбечки прилюдно снимали паранджу и сжигали ее как символ угнетенной женщины Востока. В советской истории это движение получило название «Худжум» («Наступление») и здесь не обошлось без жертв. По данным узбекских историков, от рук противников движения «Худжум» погибло 2,5 тысячи женщин. Но Советская власть добилась своей цели — паранджа практически вышла из употребления. Узбечки начали носить короткие платки и тюбетейки с косичками. «У узбечки нет привычки две косички заплетать! У москвички — две косички, у узбечки — двадцать пять», — писали в 30-е годы пионерские издания.
Но позже паранджа все же восстановила свои обрядовые функции: ее стали надевать невесты во время свадеб и при перевозке новобрачной в дом мужа. Общество разделилось на сторонников и противников хиджаба.
Правда, трибуна для высказывания предоставлена только противникам хиджаба. Они исходят от того, что хиджаб — это одежда арабских и иранских женщин, она отвечает жарким климатическим условиям этих стран. По этой же причине даже мужчины покрывают голову арабской накидкой. В условия Узбекистана верующие женщины могут носить любой короткий платок в национальном стиле.
Получится ли у властей Узбекистана осуществить второй «Худжум», как это сделали когда-то большевики — неизвестно. Сегодня совершенно другие времена и совсем другой ислам.