На вопросы 365info ответил генеральный директор Республиканского государственного предприятия Мукашев Серикжан Шайзадаевич.
— Зимняя погода установилась уже на всей территории Казахстана и это особенно сложный период для дорожных служб. Готовы ли, на ваш взгляд, подразделения «Казахавтодора» обеспечить безопасное состояние десятков тысяч километров трасс страны?
— Безусловно, безопасность на зимней дороге в первую очередь зависит от водителя, от его осторожности, собранности, внимания. Но мы со своей стороны делаем всё для того, чтобы тех, кто за рулем, не поджидали неприятные сюрпризы.
К сожалению, иногда наши усилия по поддержанию дорог в оптимальном состоянии встречают обратную реакцию. Вместо понимания и поддержки мы видим негатив. В последнее время в социальных сетях и на сайтах некоторых информационных агентств вообще часто распространяется неверная и необъективная информация о деятельности РГП «Казахавтодор». Она базируется обычно на эмоциональном порыве того или иного автовладельца, заснявшего на камеру мобильного телефона или видеорегистратор, на его взгляд, несвоевременную или неправильную работу дорожных служб. Хочу сказать, что мы готовы к самым трудным зимним условиям, у нас достаточно и людских ресурсов, и специальных противогололёдных материалов. Хотя спецтехники, к сожалению, не хватает. На сегодня оснащенность предприятия дорожно-эксплуатационной техникой — 2229 единиц, тогда как по нормативу, утвержденному приказом Комитета автомобильных дорог Минтранскома, должно быть 6888 единиц. Поэтому работы подчас выполняются не так быстро, хотя главные трудности здесь создает неустойчивая погода. Хотелось бы попросить водителей с большим пониманием относиться к тяжелому труду дорожных рабочих. Если на вашем пути образовался небольшой затор из-за дорожных машин – снегоочистителей, пескоразбрасывающих агрегатов – не сердитесь: они ведь работают для вас. Вся наша работа, которую подчас приходится вести и в экстренном режиме и в особо тяжелых условиях, делается в интересах автомобилистов.
— Условия работы действительно сложные?
— С самого начала зимнего периода, как вы знаете, нет климатической стабильности. Аномальные погодные условия, колебания температуры – резкое потепление днем и резкое похолодание ниже нуля в вечернее и ночное время, частые снегопады и дожди привели к образованию сильного гололеда в ряде регионов Казахстана. Трассы в Акмолинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской, Западно-Казахстанской, Актюбинской областях по многим направлениям не раз представляли опасность для движения.
С начала нынешнего зимнего сезона ограничения в движении автотранспорта на автодорогах республиканского значения вводились уже 121 раз. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года (с ноября по середину декабря) такие ограничения устанавливались лишь 68 раз
Конечно, мы понимаем, что автомобилисты испытывают определенные неудобства. Но безопасность дороже. А нашим службам необходимо время для того, чтобы обработать дороги – в каждом регионе это многие сотни и тысячи километров.
В сложившихся экстремальных РГП «Казахавтодор» проводит активные комплексные работы по зимнему содержанию трасс. Это очистка проезжей части и обочин от снега, это установка снегозащитных щитов и временных дорожных знаков «скользкая дорога»; наконец, это подсыпка проезжей части противогололедными материалами и расчистка снежных наносов. В первую очередь противогололедная обработка нужна на подъемах, спусках, на крутых поворотах, а также на перекрестках и автобусных остановках. На автодорогах республиканского значения, где высокая интенсивность движения, мы на многих участках также осуществляем срезку снежно-ледового наката.
— Однако реально ли выполнить такую подсыпку и очистку на всех дорогах, ведь их в стране – десятки тысяч километров? А метели и снегопады продолжаются.
— Конечно, нет. Такой задачи никогда и не ставилось. Подсыпка по всей протяженности автодорог республиканского значения – а это 23 тыс. 696 км – нашими регламентами не предусмотрена, да и технически невозможна. Мы, согласно требованиям «Технических правил ремонта и содержания автомобильных дорог», выполняем такие работы только на наиболее сложных и опасных для движения участках. Конечно, все это делается уже после завершения обильных осадков, когда устанавливается ясная погода. Именно поэтому ограничения на движение автотранспорта часто вводятся на фоне снегопадов и буранов – в периоды, когда заниматься очисткой и другой обработкой трасс просто не имеет смысла.
Однако в наших силах обеспечить обработку там, где гололёд, снежные наносы и другие зимние явления представляют наибольшую опасность для автомобильного движения. Сейчас у нас для своевременного выполнения работ по зимнему обслуживанию автодорог, особенно трасс республиканского значения, задействованы все имеющиеся ресурсы. Работники «Казахавтодора» работают в круглосуточном режиме, порой на пределе своих сил. И мы справляемся, несмотря на сохраняющийся неустойчивый характер погоды, на недостаточное количество спецтехники в ряде регионов. Кое-где, где не хватает машин, работники областных филиалов «Казахавтодора» ведут ручную подсыпку противогололедными материалами. В целом все наши подразделения сегодня укладываются в графики и требования, установленные постановлением Правительства от 27 марта 2008 года №294 «Требования безопасности при эксплуатации автомобильных дорог» — основной нормативный документ, по которому мы работаем. Хотелось бы заверить наших автомобилистов, что мы приложим максимум усилий для того чтобы дороги в Казахстане этой зимой были безопасными.