Хотя повышение цен на товары и услуги вроде бы является аксиомой в условиях значительного обесценения тенге к доллару, на самом деле данные статистиков показывают, что это далеко не так.
Так, в ноябре по сравнению с октябрем при общем уровне инфляции в 3,7% остались практически на прежнем уровне тарифы на электроэнергию, газ, транспортируемый по распределительным сетям, и сжиженный газ, сбор мусора, услуги транспорта. А в октябре к сентябрю не менялись тарифы на центральное отопление и горячее водоснабжение, абонентская плата за телефон, газ, транспортируемый по распределительным сетям. В годовом выражении (октябрь к тому же месяцу 2014 года) статистики даже зафиксировали значительное снижение расценок на воздушный транспорт на 7,8% и на оправку посылок (2%), тогда как тарифы на почтовые услуги, международные звонки за пределы Казахстана, междугородние звонки, абонентская плата за телефон, услуги сотовой связи и Интернет связи за год не изменились. Для сравнения: услуги здравоохранения в годовом исчислении подорожали на 7,6%, в области отдыха, развлечений и культуры – 8,7%, образования – 4,8%, кабельного телевидения – и вовсе на 51,5%.
Получается, что
в условиях свободного плавания тенге не все поставщики услуг стремятся к повышению расценок на свои услуги
адекватно темпам девальвации национальной валюты. А это в свою очередь означает, что соответствующие компании несут огромные затраты из собственных средств на фактические дотации потребителей на внутреннем рынке, играя тем самым большую социальную роль по поддержанию стабильности в экономике и в стране в целом. И судя по приведенным выше данным статистиков, круг справляющегося с финансовым грузом такой социальной ответственности бизнеса не так уж и широк. Сюда относятся прежде всего национальные компании «Казахтелеком» и национальный оператор в сфере газа и газоснабжения «КазТрансГаз».
При этом они работают на высоко конкурентном рынке, где с ними успешно соперничают «частники» в лице других операторов, создающие ценовое давление на услуги государственных компаний. У «КазТрансГаза», чьи тарифы не меняются на протяжении последних лет, бизнес-стратегия иная. Вместо того чтобы повышать расценки на внутреннем рынке, груз которых ляжет на плечи населения, «КазТрансГаз» продает здесь газ ниже себестоимости, покрывая разницу за счет прибыли, получаемой в результате транспортировки и продажи «голубого золота» на экспорт, а также других доходов. Сумма направляемых компанией дотаций для обеспечения ценовой стабильности на внутреннем рынке огромна – только в прошлом году она составила около 110 млрд. тенге! В итоге казахстанцы имеют возможность спокойно готовить еду на газовых плитах и обогревать свои дома по относительно доступным расценкам, не особо зависящим от динамики обменного курса тенге к доллару.