Фетхуллах Гюлен, исламский мыслитель, входящий в число «100 самых влиятельных людей мира» и в список «500 самых влиятельных мусульман» высказался об ИГИЛ и борьбе с терроризмом: «теперь это долг каждого мусульманина».
В статье, опубликованной в газете «Le Monde», Фетхуллах Гюлен призвал перестать обращаться к теориям «заговора», которые мешают увидеть истину.
«Мы должны честно ответить себе на вопрос: «Не являются ли авторитаризм и насилие нашими скрытыми чертами? Может, отсутствие нормального образования молодежи стало причиной того, что некоторые радикально настроенные группы так легко ангажируют молодых людей в свои ряды?».
Мусульмане в Европе, по мнению исламского деятеля, должны взять на себя более активную роль в борьбе с радикальными течениями и тесно сотрудничать с властями своих стран. Они должны помочь своим единоверцам полнее интегрироваться в обществе, стать более активными и инициативными.
Гюлен — автор более 60 книг и множества статей на общественные, политические и религиозные темы. Его нередко называют одним из самых важных мусульманских деятелей мира. Статья Гюлена «Мусульмане, давайте анализировать наше понимание веры критично!» стала одной из самых популярных и читаемых во Франции. Приводим дословно.
«Мне трудно найти слова, чтобы описать свои чувства, когда смотрю на варварство, учиненное ИГИЛом и ему подобными группировками.
Эти группы, прибегая к террору, пытаются выставить свои заблудшие идеи как религиозные
Меня и полтора миллиарда других мусульман это очень огорчает.
Мы можем заявлять, что мы подлинные мусульмане и можем говорить о символах. Однако правота подобных заявлений и наша искренняя привязанность к этим символам может быть измерена только нашим поведением в реальной жизни. Подлинное мерило настоящей веры — не броские призывы, пропагандистские лозунги, а то, насколько мы внимательны в следовании таким универсальным для всех мировых религий ценностям и принципам как защита жизни человека и уважение его прав.
Мусульмане должны четко и категорично отвергнуть тоталитарные идеологии,
которые террористы пытаются выставить в качестве «истинного» ислама. Наоборот — мы должны поощрять менталитет, который призывает видеть в разнообразии богатство и единство и протягивать каждому руку помощи и сострадания. До того, как определять себя как представители той или иной нации или религии, мы должны идентифицировать себя как «часть единого человечества».
Из-за дикости террористов терпят ущерб не столько мусульмане, сколько коллективная личность всего человечества. Французские граждане, которые потеряли свои жизни в Париже, ливанские шииты, которые днем раньше потеряли свои жизни в Бейруте, те сунниты, которые были убиты в результате такого же террора в Ираке – все они прежде всего просто люди, а не представители той или иной группы.
Мусульмане должны отказаться от теории «заговоров». Они должны воспринимать свои собственные действия критично
Теории «заговора» мешают нам увидеть наши проблемы такими, какие они есть.
Осуждать террор уже недостаточно. События, произошедшие в Париже, еще раз напомнили нам, что подобные варварские действия, выставляемые как проявление «религиозности», должны быть категорично и четко отвергнуты как обычными мусульманами, так и их лидерами. Попыткам террористов набирать в свои ряды молодых людей из наших обществ, государственные учреждения, религиозные лидеры и гражданские организации должны противопоставить совместную и координированную борьбу с терроризмом.
Мы должны как можно раньше выяснить, какие молодые люди в нашем обществе нуждаются в помощи и воспрепятствовать тому, чтобы они начали искать выход из проблем, прибегая и поддерживая терроризм. Мы должны построить инфраструктуру, которая будет проводить работу с семьями и всячески им помогать. Мы должны вступить с тесное сотрудничество с государствами, гражданами которого мы являемся, и мы должны сидеть за столами, где готовятся планы по борьбе с терроризмом. Мы должны выражать свои мысли и научить молодежь достигать цели демократическими путями. Для того, чтобы у подрастающего поколения было здоровое восприятие мира и конструктивное мышление, мы должны внушать им любовь к ценностям демократии еще со школьной скамьи.
Мусульманские ученые, мыслители и интеллектуалы должны призывать людей воспринимать религиозные первоисточники в их систематической целостности. Мы должны заново проанализировать религиозные суждения, выработанные исламскими учеными в те времена, когда политическая и религиозная принадлежность людей совпадали друг с другом и имели место постоянные конфликты.
Привязанность человека к религиозному мировоззрению не означает догматизм
Распространить ту свободу мысли, которая в свое время позволила мусульманам вступить в эпоху собственного мусульманского Ренессанса и практиковать такую свободу в рамках привязанности к духу исламской религии — все это возможно и даже необходимо. Мы еще раз должны проанализировать понимание нашей религии через призму современности и тех понятий, что стали общепринятыми в современном мире. Это не означает, что мы порвем связь с исламской традицией, наоборот, это поможет нам понять наши ошибки и предотвратить последующие неправильные действия. Таким образом,
мы сумеем вновь привести нашу жизнь в гармонию с Кораном и Сунной — точно так же, как и первое поколение мусульман
После последних событий, к сожалению, я вижу, как некоторые люди вновь начинают говорить о столкновении цивилизаций. Я не могу сказать, что те люди, которые впервые разработали данный тезис, сделали это ради того, чтобы предсказать что-то или же подготовить почву для проблем. Однако могу сказать следующее: то, что мы основываемся на принципах таких идей, сегодня сильно облегчает задачу террористическим организациям. То, что мы видим сейчас, не является столкновением цивилизаций. Это столкновение всего человечества с варварством, борьба общечеловеческой цивилизации с дикостью, невежеством и коварной жестокостью.
Несмотря на тяжелые условия и беды,
мы, граждане-мусульмане, должны принять самое активное и позитивное участие в решении этой проблемы
Если мы хотим защищать права и свободы мусульман и вносить посильный вклад в то, чтобы все люди – какой бы веры они не придерживались — жили в атмосфере мира и спокойствия, мы должны вплотную заняться проблемой терроризма и постараться разрешить ее во всех ее аспектах – политическом, экономическом, социальном и религиозном.