Астрономы повысили шансы того, что Земля будет уничтожена кометой

«Кентаврами» астрономы называют группу небольших тел, орбиты которых находятся между Юпитером и Нептуном. До сих пор природа этих объектов была неясна — одни считали, что это могут быть выброшенные наружу объекты главного пояса астероидов, другие — что это кометы. Из-за смешения кометных и астероидных свойств они и получили имя в честь мифологических существ, «слепленных» из людей и коней.

Первый кентавр (944 Идальго) был открыт в 1920 году, самый большой из них — 10199 Харикло диаметром 260 километров. Всего по оценкам ученых, в Солнечной системе может быть 44 тысячи кентавров размером больше 1 километра. В конце 1970-х годов у некоторых из них была обнаружена кометная газовая оболочка — кома.

Американский инфракрасный телескоп WISE, работавший в космосе с декабря 2009 года по февраль 2011 года, пристально изучал эти объекты, на основании полученных им снимков ученые из НАСА пришли к выводу, что они на самом деле являются кометами. По их оценкам, нам известны 95-97% «кентавров» и прочих крупных астероидов и комет, ни один из которых не представляет угрозы для Земли.

Дэвид Эшер (David Asher) из Арманской обсерватории (Великобритания) и его коллеги заявляют, что это на самом деле не так, опираясь на расчеты траекторий и типичное время пребывания «кентавров» в поясе между планетами-гигантами до тех пор, пока они не будут выброшены из него в результате гравитационных пертурбаций.

По словам астрономов, текущие оценки опасности, используемые НАСА, не учитывают того, что «кентавры» нестабильны по своей природе – их орбита быстро и хаотично меняется. Как показывают расчеты их траекторий, подобные астероидо-кометы могут приближаться к Земле каждые 30-100 тысяч лет, что делает их заметно более опасными, чем сегодня считает НАСА.

Опасность для Земли заключается в том, что они представляют собой замороженные конгломераты из льда и достаточно крупных фрагментов астероидов, которые будут разбросаны по всему околоземному пространству в том случае, если «кентавр» проникнет во внутреннюю часть Солнечной системы и растает.

Эти обломки, как утверждают Эшер и его коллеги, могут представлять собой угрозу для жизни на нашей планете. В пользу этого говорит и то, что многие знаменитые кратеры, связанные с массовыми вымираниями, появились на Земле одновременно с целым рядом других крупных кратеров, а также существование множества метеорных потоков, чьи микроастероиды когда-то были частью «кентавров» или обычных комет.

Все это, по мнению группы Эшера, позволяет нам говорить о том, что НАСА ошибается и угроза падения «кентавра» или его обломков на Землю не является нулевой.

С другой стороны, вероятность этого крайне мала – как показывают расчеты британских астрономов, шансы на падение одного из таких небесных тел не превышают 0,7%. Это говорит о том, что человечество может спать спокойно. Тем не менее вероятность подобного катаклизма все же есть и ее следует учитывать при оценке астероидной угрозы, заключают авторы статьи.