Только 93 компании получили право продавать овощи и фрукты в Казахстан — так что можно ждать повышения цен на наших рынках. Причин на такие действия у Узбекистана несколько: от необходимости кормить себя до политических нюансов.
1 ноября этого года грузовые автомобили, загруженные фруктами и овощами, вновь начали пересекать узбекско-казахскую границу. Ранее правительство Узбекистана установил запрет на вывоз с 1 сентября 2015 года данных категорий продукции автомобильным транспортом, переориентировав их на железнодорожные и авиаперевозки. В конце октября Министерство внешнеэкономических связей Узбекистана специальным постановлением утвердило список из 93 компаний и фирм-экспортеров фруктов и овощей. Этим юридическим лицам разрешено до 1 января 2016 года использовать автотранспорт, чтобы перевезти продукцию в Казахстан и Россию.
Экспортеры объясняют, что эти меры были приняты во избежание реэкспорта узбекской сельхозпродукции через территорию Казахстана и для того, чтобы наладить прямые поставки продукции, отказавшись от услуг посредников из Казахстана.
В ноябре 2014 года первый вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов на заседании межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Узбекистаном и РФ заявил, что объем поставок узбекской плодоовощной продукции в Казахстан в 2014 году вырос на 10% и на столько же упал в Россию, потому что для узбекской продукции нет тех тарифных льгот, что имеют партнеры в Таможенном союзе. Он также пояснил, что нерентабельность прямых поставок узбекских овощей и фруктов в Россию приводит к использованию непрозрачных схем, в рамках которых товары из Узбекистана завозятся в Казахстан и уже оттуда реэкспортируются в другие страны Таможенного союза под видом казахстанских. Согласно данным Государственного таможенного комитета, 35% выявленного контрабандного вывоза сельхозпродукции из Узбекистана приходится на Казахстан.
Значительная доля экспорта сельхозпродукции приходится на Казахстан, так как железнодорожные и авиаперевозки экономически невыгодны большинству средних предприятий и фермерам при вывозе небольших объемов продукции.
Фермер из Ташкентской области Абдукадыр выращивает виноград и экспортирует продукцию в Казахстан. В разгар сезона сбора винограда запрет на вывоз продукции автотранспортом больно ударил по его бизнесу.
— У меня сейчас около 12 тонн винограда, который планировал на машине доставить в соседний Казахстан своим партнерам. Запрет означает аннулирование моей лицензии на экспорт. Чтобы отправить поездом, мне нужно арендовать вагон, а это минимум 60 тонн. У меня нет таких объемов и финансовых средств, — комментирует фермер.
Рахим Хамракулов, дехканин, в своем тепличном хозяйстве выращивает ранний виноград. Ранний виноград на базаре — это 100% гарантированная прибыль: многие норовят попробовать виноград в мае, тогда как обычный созревает в конце июля — начале августа.
— Перекупщики приезжают и сразу же закупают весь объем. Вывозят в Казахстан, так как это рядом и выгодно. Но у меня небольшие объемы,- говорит Рахим. Он опасается, что большие компании-монополисты могут диктовать низкие цены на виноград и овощи.
Экономист Анвар Назиров считает, что экспорт овощей и фруктов из Узбекистана проблематичен, так как на этот год объём урожая был очень низким из-за погодных условий, что привело к дефициту фруктов и ягод этим летом на внутреннем узбекском рынке.
— Площади, отданные под выращивание овощей и фруктов, не такие большие, чтобы обеспечить и внутренний, и внешний спрос на овощи и фрукты. Если допустить масштабный экспорт овощей и фруктов, то это неминуемо скажется на ценах внутри Узбекистана — овощи и фрукты просто напросто подорожают, — комментирует Анвар Назиров.
Кроме того, за этим экономическим шагом можно разглядеть и политику:
— Здесь, возможно, присутствует политический подтекст: последнее время появилась информация, что российские таможенники уничтожают на границе узбекские товары, официально ввозимые в Россию и скорее всего это месть Ташкенту за нежелание присоединиться к российскому проекту Евразийского союза, — утверждает экономист.
Возможно, что после этого решения разрешения на экспорт получают поставщики, близкие к чиновникам. То есть тут дело в упорядочении доходов от этого бизнеса, поскольку экспортом могли заниматься и «чужие», а не свои.
По данным Государственного комитета статистики Узбекистана, за январь — июнь 2015 года в стране выращено 2,6 млн т овощей, 1,3 млн т картофеля, 839 тыс. т фруктов и ягод, 163 тыс. т бахчевых и 24,3 тыс. т винограда. При этом на экспорт отправлено 255 тыс. тонн плодоовощной продукции.
По официальным данным, сельское хозяйство Узбекистана обеспечивает ежегодное производство около 300 кг овощей, 75 кг картофеля и 44 кг винограда на душу населения. По данным kaznexinvest, в импорте сырьевой продукции в Казахстан из Узбекистана 68,7% приходится на фрукты и овощи.
Как будут развиваться события после 1 января 2016 года — пока неизвестно. 12 ноября агентство review.uz сообщило, что Акционерное Общество «Узбекские железные дороги» создало новое дочернее предприятие – «Poliz trans». Главной задачей нового предприятия является перевозка железнодорожным транспортом поставляемой на экспорт в страны СНГ и третьи страны плодоовощной, консервированной и другой сельскохозяйственной продукции.
Рабочая группа при Министерстве внешнеэкономических связей по организации экспортных поставок подготовила список компаний, которым разрешено пользоваться автотранспортом для экспорта сельхозпродукции. Однако пока этот льготный список до сих пор не обнародован правительством в СМИ. Представитель одной из компании экспортеров сообщил, что в списке всего 93 юридических лица. Экспортеры также получили утвержденный прайс-лист на плодоовощную продукцию и сухофрукты.