По прогнозу экспертов бензинового рынка литр топлива на АЗС вскоре резко подорожает: нефть дешевеет, акцизный сбор на бензин увеличивается, недропользователи и госказна терпят убытки… Все издержки, вызванные этими обстоятельствами, гарантированно ударят по карману конечного потребителя – автомобилиста.
На днях министр энергетики Владимир Школьник в кулуарах мажилиса объяснял журналистам, что в нынешних условиях низкая стоимость топлива отрицательно сказывается не только на нефтеперерабатывающей промышленности, но и на госбюджете. По словам министра, из-за тех 14-15 млн тонн бензина, которые идут на внутренний рынок и не отправляются на экспорт, казна теряет от 900 до 1 200 млн долларов в виде экспортной таможенной пошлины.
О том, почему бензин производить стало невыгодно и как умерить аппетиты тех, кому это невыгодно, корреспонденту 365info рассказал аналитик нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов.
– Почему министр говорит, что поставлять нефть на внутренний рынок невыгодно?
– На отечественные НПЗ поставляется нефть по более низкой цене, чем за рубеж, но при этом точную цену правительство не называет.
– Но ведь заводы обеспечивают рабочие места и в казну также идут налоги…
– Рабочие места — это другой вопрос. Поставлять нефть на заводы невыгодно недропользователям. Во-первых, как я уже сказал, цена более низкая, чем при поставках на экспорт, во-вторых, когда они поставляют сырье за рубеж, им возвращается НДС, а при поставке сырья на заводы — нет..
– Жадность недропользователей понятна, но ведь о том, что на отечественные заводы невыгодно поставлять нефть, сказал не Сауат Мынбаев, председатель правления КазМунайГаза, а министр энергетики Владимир Школьник.
– Министерство энергетики практически открыто лоббирует интересы недропользователей
— Заботясь о поступлениях в бюджет, чиновники не задумываются об экономике страны в целом. Правда, не забывают постоянно заявлять о необходимости диверсификации экономики, развитии перерабатывающих производств в стране… А что сделано по факту? К примеру,
необходимость строительства нового НПЗ обсуждается уже более десяти лет, но дальше обсуждений дело не двигается
Помните, в январе 2013 года в Послании народу Казахстана президент дал поручение, чтобы к концу марта ему предоставили обоснование по строительству этого НПЗ? Но март прошел, чиновники промолчали, а потом где-то в мае заявили, что четвертый НПЗ не имеет смысла строить, поскольку тогда в стране возникнет переизбыток нефтепродуктов и надо решить, куда их экспортировать. Видимо, до сих пор не могут определиться ни с направлениями их экспорта, ни мощностью этого НПЗ.
Для того, чтобы недропользователям было выгодно оставлять нефть в стране и развивать переработку, надо менять налоговую политику, которая сегодня ориентирована на вывоз сырья за рубеж.
Это касается не только нефти, с металлами ситуация аналогичная.
– 25 ноября ставки акцизов на топливо поднимутся на 133%. То, что этот маневр отразится на бензиновых ценниках, никто не сомневается, вопрос в том, насколько?
– Некоторые экономисты говорят, что на 4-5 тенге, но я бы этого гарантировать не стал. Согласно официально заявляемой структуре ценообразования, в стоимости бензина у нас около 60% составляет сырая нефть, 22% – переработка и транспортировка, 16% – налоги. Исходя из этого, изменение нефтяных котировок должно приводить к изменению стоимости бензина. Однако, как показывает практика,
у нас цены на топливо увеличиваются вне зависимости от того, падает цена на нефть или растет. Это говорит об искусственном механизме ценообразования,
как и в целом всех манипуляций с ограничением импорта топлива из России. Дело в том, что в стране отсутствует топливный рынок в его классическом понимании. Есть только некоторые элементы рынка и его внешние атрибуты. Ситуацию на рынке определяют несколько крупных оптовых компаний, владеющих около 80% отгружаемых с НПЗ нефтепродуктов.
– Может, тогда вернуть госрегулирование?
– Летом этого года проводились парламентские слушания по ситуации на рынке нефтепродуктов республики, там обсуждался вопрос о регулировании не только розничных, но и оптовых цен. Однако представители Министерства энергетики заявили о невозможности регулирования оптовых цен на нефтепродукты в связи с их различной себестоимостью на трех наших НПЗ. Более чем странный аргумент: устанавливать единые розничные цены на более чем 3000 автозаправках они могли, а определить предельную цену для трех заводов оказываются не в состоянии. В итоге, сняв с себя ответственность за регулирование розничных цен, отправили их в «свободное» плавание при отсутствии рыночных механизмов регулирования топливного рынка.