Нур-Султан
Сейчас
22
Завтра
26
USD
420
+0.30
EUR
495
-1.45
RUB
5.71
+0.01

Цены на бензин зависят только от аппетитов продавцов — эксперт

7188

Фото с сайта izvestia.ru

Фото с сайта izvestia.ru

О том, почему бензин производить стало невыгодно и как умерить аппетиты тех, кому это невыгодно, корреспонденту 365info рассказал аналитик нефтегазового рынка, экономист Сергей Смирнов.

– Почему министр говорит, что поставлять нефть на внутренний рынок невыгодно?

– На отечественные НПЗ поставляется нефть по более низкой цене, чем за рубеж, но при этом точную цену правительство не называет.

– Но ведь заводы обеспечивают рабочие места и в казну также идут налоги…

– Рабочие места — это другой вопрос. Поставлять нефть на заводы невыгодно недропользователям. Во-первых, как я уже сказал, цена более низкая, чем при поставках на экспорт, во-вторых, когда они поставляют сырье за рубеж, им возвращается НДС, а при поставке сырья на заводы — нет..

– Жадность недропользователей понятна, но ведь о том, что на отечественные заводы невыгодно поставлять нефть, сказал не Сауат Мынбаев, председатель правления КазМунайГаза, а министр энергетики Владимир Школьник.

– Министерство энергетики практически открыто лоббирует интересы недропользователей

— Заботясь о поступлениях в бюджет, чиновники не задумываются об экономике страны в целом. Правда, не забывают постоянно заявлять о необходимости диверсификации экономики, развитии перерабатывающих производств в стране…  А что сделано по факту?  К примеру,

необходимость строительства нового НПЗ обсуждается уже более десяти лет, но дальше обсуждений дело не двигается

Помните, в январе 2013 года в Послании народу Казахстана президент дал поручение, чтобы к концу марта ему предоставили обоснование по строительству этого НПЗ? Но март прошел, чиновники промолчали, а потом где-то в мае заявили, что четвертый НПЗ не имеет смысла строить, поскольку тогда в стране возникнет переизбыток нефтепродуктов и надо решить, куда их экспортировать. Видимо, до сих пор не могут определиться ни с направлениями их экспорта, ни мощностью этого НПЗ.

Для того, чтобы недропользователям было выгодно оставлять нефть в стране и развивать переработку, надо менять налоговую политику, которая сегодня ориентирована на вывоз сырья за рубеж.

Это касается не только нефти, с металлами ситуация аналогичная.

– 25 ноября ставки акцизов на топливо поднимутся на 133%. То, что этот маневр отразится на бензиновых ценниках, никто не сомневается, вопрос в том, насколько?

– Некоторые экономисты говорят, что на 4-5 тенге, но я бы этого гарантировать не стал. Согласно официально заявляемой структуре ценообразования, в стоимости бензина у нас около 60% составляет сырая нефть, 22% – переработка и транспортировка, 16% – налоги. Исходя из этого, изменение нефтяных котировок должно приводить к изменению стоимости бензина. Однако, как показывает практика,

у нас цены на топливо увеличиваются вне зависимости от того, падает цена на нефть или растет. Это говорит об искусственном механизме ценообразования,

как и в целом всех манипуляций с ограничением импорта топлива из России. Дело в том, что в стране отсутствует топливный рынок в его классическом понимании. Есть только некоторые элементы рынка и его внешние атрибуты. Ситуацию на рынке определяют несколько крупных оптовых компаний, владеющих около 80% отгружаемых с НПЗ нефтепродуктов.

– Может, тогда вернуть госрегулирование?

– Летом этого года проводились парламентские слушания по ситуации на рынке нефтепродуктов республики, там обсуждался вопрос о регулировании не только розничных, но и оптовых цен. Однако представители Министерства энергетики заявили о невозможности регулирования  оптовых цен на нефтепродукты в связи с их различной себестоимостью на трех наших НПЗ. Более чем странный аргумент: устанавливать единые розничные цены на более чем 3000 автозаправках они могли, а определить предельную цену для трех заводов оказываются не в состоянии. В итоге, сняв с себя ответственность за регулирование розничных цен, отправили их в «свободное» плавание при отсутствии рыночных механизмов регулирования топливного рынка.

© «365 Info», 2014–2020 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter