Чтобы получить прибыль в бизнесе, нужно владеть определенными навыками. О секретах успешного предпринимательства, как открыть и развить у себя нужные качества рассказывает президент фонда Enactus Kazakhstan Альбина Ержанова.
— Альбина, ваша организация помогает студентам по всему миру развить у себя предпринимательские навыки. Верно?
— Абсолютно. Но я бы хотела начать с истории. Раньше этот проект назывался SIFE, что расшифровывается, как «студенты в свободном предпринимательстве». Два года назад был проведен ребрендинг, мы стали называться Enactus — предпринимательские действия для общества. В Казахстане это движение развивается уже 20 лет, а в мире — 40. Enactus — это школа самостоятельности, лидерства. Все участники этого проекта – а это союз лидеров бизнеса, студенчества и преподавателей, объединены единой темой. Все, что мы делаем, делаем во благо общества.
— Чем отличается ваш проект от других молодежных предпринимательских инициатив, которых в нашей стране в последнее время довольно много? И откуда это пошло?
— Это международная программа, которая зародилась в 1970-е годы в США. Проект был изначально национальным. Но в 1995-1996 годах студенты из Центральной Азии, учившиеся в США, организовали альтернативную команду, с которой выступили на конкурсе. Так появилась идея сделать проект международным. Казахстан одним из первых присоединился к проекту, потом последовали страны Европы, Россия стала участником только в 1999 году.
— Получается, Казахстан открыл Европе ENACTUS. А в чем фишка проекта?
— Меня этот проект поразил тем, что ребята в течение года, участвуя в реализации своих идей, приобретают совсем иные качества, нежели бы они просто учились в университете. Это развитие практических навыков, навыков коммуникаций, развитие лидерских качеств. И важный момент – умение работать в команде. Потому что главное условие, чтобы университет представлял команду как минимум из 10 человек. В некоторых вузах в командах Enactus до 100 человек. То есть это небольшая бизнес-организация, которая имеет свою иерархию, структуру, миссию. Всему этому обучаем мы, работники национального офиса.
— И все-таки не совсем понятно, в чем ваше отличие от команды КВН? Какова схема работы?
— В каждом вузе есть команда, и она понимает, что деньги нужно заработать самим. Для этого они должны реализовать свою бизнес-идею.
— Например, в нашем вузе появилась команда и мы решили открыть собственное кафе. Это ENACTUS?
— ENACTUS — это использование бизнес-концепций и бизнес-моделей для улучшения жизни других людей.
— Социальная направленность.
— Обязательно. Социальная направленность, которая в сердцевине имеет суть предпринимательства. Кто такой предприниматель? Человек, который ищет активные варианты зарабатывания денег. Ребята, окунаясь в эту атмосферу, перестают ждать чего-то от своих родителей, от государства. Они понимают, что сами должны работать над собой, чтобы получать прибыль и на эту прибыль делать разные добрые дела. Например, дать возможность другим открывать небольшие предприятия. То есть студенты открывают бизнес для себя, и получив навыки, помогают открыть бизнес другим.
— Например?
— Целевая аудитория – безработные или начинающие предприниматели, у которых не сложилась их деятельность. Студенты большой мобильной группы объясняют этому человеку, используя креативные подходы, на что нужно обратить внимание в его бизнесе. Таким образом безработному человеку помогают открыть его малый бизнес и ведут его, пока он не встанет крепко на ноги.
— Это реальные проекты, реализованные в Казахстане? И какие из них были наиболее интересными?
— Уникальность проекта в том, что студенты каждый год на наших чемпионатах демонстрируют не идеи стартапов «я хочу», а демонстрируют результаты проектов.
— То есть количество заработанных денег.
— Да, и количество целевой аудитории. Также показывают динамику улучшения жизни людей, с которыми они работали. Они должны убедить жюри и всех нас в том, что их проект состоялся. Конечно, 80% проектов, которые начинают ребята, не получаются. Но тем не менее, каждая команда представляет 3-4 реализованных проекта. По нашей статистике, это около 70 проектов в год. И несмотря на то, что проекты небольшие, это хороший способ стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в стране. У нас есть статистика, что 20% участников становятся самостоятельными предпринимателями, а 80% прекрасно трудоустраиваются. То есть проблемы многих выпускников, когда они не знают, куда пойти со своими дипломами и оказываются невостребованными на рынке труда, у наших участников нет.
— Такую команду можно создать в любом вузе страны?
— В любом. Эта работа контролируется нашим офисом. У нас есть хорошие методологические материалы, которые мы используем для работы с командами. Мы предоставляем возможность общаться не только с бизнес-партнерами, но и с бизнес-наставниками в команде.
— А сколько вузов Казахстана сейчас участвуют в проекте Enactus?
— 45 вузов. Но не все университетские команды доходят до финала чемпионата Казахстана. Если команда не получает результатов, то не проходит в стадии отборочного тура, полуфинала и финала. Команда обязательно должна иметь бизнес-результат. И только с ним и с наличием годового отчета в виде аудио и видео консультации команда может выходить на чемпионат.
В этом году победила команда КазГЮУ из Астаны. Они помогли трудоустроиться инвалиду. Сегодня этот человек работает в call-center и планирует открыть уже свой собственный. Повысился уровень его жизни, улучшилось настроение. Возможно, кажется, что это не очень значимый результат, но мы упускаем то, что был длительный процесс работы с самим человеком, его адаптация и вовлечение.
Второй проект наших чемпионов — помощь в развитии бизнеса, доставке обедов, одной домохозяйкой. На первый взгляд кажется, что это простые идеи, ничего особенного в них нет. На самом деле наши студенты являются проводниками предпринимательских идей в самые уязвимые социальные слои. Но и для самих студентов это тоже очень полезно. Мне часто говорили ребята, что если бы этот проект вовремя не оказался рядом и они не были бы вовлечены в эту работу, то возможно быстро бы скатились по наклонной. Потому что индустрия развлечений и соблазна развивается у нас гораздо быстрее, нежели самореализация молодежи.
— Но индустрию развлечений тоже ведь предприниматели развивают?
— Для меня важно личностное становление ребят. Если я преподаю философию в аудитории, то могу донести одну важную для меня мысль. А если я выхожу в поле и работаю с ребятами, то даю им возможность окунуться в жизнь, в ту самую практическую школу, которая важна именно сейчас. Потому что в университетах ребята делают акцент на развитие знаний, но практические жизненные навыки страдают. Типичные ситуации – отсутствие жизненной школы, общения и навыков решения проблем. В наших проектах они сталкиваются с проблемами и решают их совместно.
— Как в обычном бизнесе.
— Поэтому члены жюри – фактические работодатели, представители бизнеса высоко ценят всех участников. И есть случаи, когда прямо с соревнований ребят приглашают на работу.
— Я знаю, что ранее у вас был проект с Министерством образования. Почему сейчас министерство не хочет вас финансировать?
— У нас долгие годы ушли на разъяснение, что этот проект эффективный и его необходимо развивать в вузах, как это делают, например, в Малайзии и Сингапуре. Там просто в учебные программы включены программы Enactus. Студенты в рамках самостоятельной работы реализуют проекты, которые обсуждают в классе. В 2014 году у нас был госсоцзаказ от Министерства образования для реализации нашего проекта и развития молодежного предпринимательства в целом. В этом году такого финансирования у нас нет.
И вообще ситуация с развитием проекта очень сложная. Мы – некоммерческая организация. Все начиналось, как хорошая общественная работа. Потом появились чуткие бизнесмены, меценаты, которые понимают, если сейчас не поддерживать талантливую молодежь, то завтра мы потеряем гораздо больше. Количество таких людей с каждым годом увеличивается. Но мне кажется, больший акцент в нашу сторону должно сделать Министерство образования, потому что это работа с вузами. Если говорить о динамике, то 8 лет назад было 6-7 университетов, сейчас около 50-ти. Мы все делаем собственными силами, потому что проект нас захватывает.
— Ну, может дело в американских родственниках? Мол, ЦРУ придумало какую-то программу, они зомбируют нашу молодежь. Мало ли что может возникнуть в голове у обывателя. Вы так и не рассказали, кто придумал всю эту историю?
— Поначалу идея зародилась как презентация студенческих проектов. Оценивали их практикующие бизнесмены. Важно было оценить работу не глазами преподавателей, а именно глазами бизнесменов. С каждым годом это движение расширялось. Возникла необходимость в проведении глобальных встреч, чемпионатов. Так, в 2001 году состоялся первый мировой чемпионат в Лондоне. Для нас важно, что наши студенты участвуют в мировых первенствах наравне со студентами США, Великобритании. Это важно, чтобы посмотреть на себя глазами других, изучить их опыт. Эта международная интеграция дает огромную пользу ребятам. Если мы говорим о патриотизме, то они ощущают каждой клеточкой важность проявления своей страны с самой лучшей стороны на мировых чемпионатах.
Если мы хотим быть в числе 30 ведущих странах мира, то не сможем этого сделать, если не будем обучать нашу молодежь. Нужно как-то конкурировать со сверстниками из других стран. Мы должны открыть для себя другие страны, другую культуру. Почувствовать толерантность к другой культуре. Для меня очень важно, что каждый чемпионат начинается с культурной ярмарки. Для меня, взрослого человека, который много раз был на чемпионатах мира, это такое гигантское кросскультурное событие. Оно расширяет твой горизонт. Дает возможность смотреть на мир совсем другими глазами. Важно в этом многообразии мира проявлять свою уникальность. Наши ребята это чувствуют и возвращаясь оттуда, понимают, что нужно читать, развиваться.
— Где в этом году пройдет мировой кубок?
— География мировых кубков различна. Были Лондон, Париж, Сингапур, Берлин. В прошлом году – Пекин. В этом году ребята отправляются в Йоханнесбург – это Южная Африка. Кроме чемпионов едет большая группа наблюдателей: команда участников проекта из других вузов, бизнесмены — большая делегация, которая будет болеть за наших ребят.
— Мы уже поняли, что вам никто не платит из-за рубежа, вы сами находите деньги на эту деятельность. У вас все в порядке с бюджетом?
— Если говорить о финансировании, о существовании, то у нас постоянные проблемы. Не удается стабилизировать финансирование. Было бы хорошо, если бы нашлись люди, которые повлияли на развитие ситуации в будущем. Это целое поколение ребят, которые будут лидерами не только в бизнесе, но и в обществе в целом. Для них иждивенчество – это не проблема. Они все работают, все учатся. Ребята, которые делают себя сами. Большиинство из них настолько целеустремленные, что многим взрослым есть, чему у них поучиться. Поэтому мы очень нуждаемся в партнерах и спонсорах. Мы испытываем огромные трудности при участии на мировых кубках. В этом году администрация университета команды-чемпиона проявляет лояльность, поддерживает. Но каждый год бывает по-разному.
— Давайте вместе будем надеяться, что у Enactus Kazakhstan появятся меценаты, а наши студенты хорошо выступят в Йоханнесбурге. И все люди, которые приедут туда, захотят посмотреть, что же эта за страна такая — Казахстан, где живут такие предприимчивые и пытливые ребята. Спасибо!