Цены на нефть даже в долгосрочной перспективе не вернутся к $100 за баррель, несмотря на вероятное хроническое недоинвестирование в отрасли, а в среднесрочной перспективе рынок ждет устойчивое превышение добычи над спросом.
Такие данные содержатся в годовом прогнозе Международного энергетического агентства (МЭА). Как пишет портал Аnalitikaua.net, согласно прогнозу, до 2020 года спрос на нефть будет расти лишь на 1% в год. Этого недостаточно, чтобы выбрать даже существующий избыток предложения. По данным Financial Times, МЭА ожидает, что снижение спроса за счет роста потребления «чистых» энергоресурсов и энергосбережения погасит противоположный эффект низких цен на энергоносители.
К этому нужно добавить, что волна роста потребления энергоресурсов, поднятая индустриализацией Китая и других развивающихся стран, очевидным образом иссякает.
«Мы приближаемся к концу беспрецедентной в истории 15-летней эпохи непрерывного роста потребления энергии,
— заявил FT исполнительный директор МЭА Фатих Бирол. — Мировой спрос снижается в результате принятых мер повышения энергоэффективности и борьбы с изменением климата».
Таким образом, МЭА, в соответствии с базовым сценарием, не ждет, что цена нефти достигнет $80 за баррель вплоть до 2020 года. Сценарий низких цен, который также весьма вероятен, — это нефть по $50 до 2020 года, причем отметка в $85 за баррель будет достигнута лишь к 2040 году. А рост потребления за весь период 2020—2040 годов не превысит 5%. Таким образом, к 2040 г. спрос вырастет до 103,5 млн баррелей в сутки по сравнению с 94,5 млн б/с в 2015 году. К тому же в 2040 году США, Евросоюз и Япония совместно сократят спрос на нефть примерно на 10 млн б/с.
Помимо этого МЭА отмечает, что негибкая политика ОПЕК, не желающей сокращать добычу, делает сценарий низких цен более вероятным.
Рост добычи нефти странами вне ОПЕК прекратится к 2020 году,
— говорится в докладе МЭА. Капиталовложения в нефтяную отрасль уже упали на 20% в текущем году. Этот тренд приведет к снижению добычи вне ОПЕК до уровня около 55 млн б/с до 2020 года. А в США добыча сланцевой нефти начнет сокращаться в начале следующего десятилетия после достижения пика 5 млн б/с.
«Мир пересек границу, когда цены не только низкие, но вероятно, и останутся низкими в течение некоторого времени, — полагает аналитик Артур Берман (США). — Это изменение фазы, как вода превращается в лед: состав такой же, как прежде, но физическое состояние другое».
Основной причиной ценового краха 2014-2015 годов было перепроизводство нефти.
Большая часть приходится на нетрадиционную добычу в США и Канаде — сланцевую нефть, нефтяные пески и глубоководную нефть. С 2008 по 2015 гг. добыча в США и Канаде увеличилась на 7,65 млн. баррелей в сутки. За тот же период не входящие в ОПЕК страны, за исключением США и Канады, снизили добычу на 2,85 млн. б/с, а страны ОПЕК увеличили на 1,79 млн. б/с.
Длительные низкие цены на нефть могут восстановить рост мировой экономики, чего не смогли сделать центральные банки с 2008 года.
Процентные ставки должны были бы расти, чтобы ограничить приток капитала в нетрадиционную добычу. Большая часть капитала, пришедшая в добывающие компании, приходится на высокодоходные («мусорные») обязательства. В мире с нулевой ставкой они обеспечивают доходность, которая значительно выше, чем другие инвестиции. Если процентные ставки растут с сильной экономикой, капитал может перетекать в более продуктивные инвестиции, которые предполагают конкурентоспособную доходность, чем та, которую предлагает сланцевая нефть, — заключает аналитик.