Летом 2015 наши парламентарии приняли закон об очередной пенсионной реформе. Мы попытаемся выяснить с председателем правления ЕНПФ Русланом Ерденаевым, что же нас ждет в будущем.
— Руслан, какова роль ЕНПФ в реализации этой реформы? Законопроект инициировало Министерство труда и социальной защиты, они главные ответственные. А за что вы отвечаете?
— В июле 2015 г. парламентом были приняты поправки в действующий Закон о пенсионном обеспечении в РК. В соответствии с поправками, с 2018 года вводится новый условно-накопительный компонент – 5 %-ные взносы работодателей в пользу своих работников. В соответствии с концепцией, работодатели будут обязаны за свой счет оплачивать работнику обязательные пенсионные взносы работодателя. Эти взносы будут попадать в ЕНПФ, фонд будет вести индивидуальный учет. Мы будем видеть, сколько работодатель внес за каждого работника. При выходе на пенсию вкладчик будет получать пожизненную пенсию за счет взносов работодателя.
— То есть, это базовая часть пенсии. Есть же еще и накопительная?
— Есть 10 % собственного накопления. Они являются собственностью, наследуются в дальнейшем. И будет еще 5 %, которые носят принципы пенсионного страхования. Эти деньги не будут являться собственностью вкладчика, но будут платиться каждому вкладчику пожизненно. В ЕНПФ будет проходить перераспределение этих средств от умерших раньше, к людям, живущим дольше, также и от выезжающих за рубеж к остающимся, от более богатых — к бедным.
— Такая общая касса.
— Это принцип пенсионного страхования.
— При этом будут лицевые счета.
— Да, на каждого человека, начиная с первого взноса, с начала его трудовой деятельности и заканчивая выходом на пенсию. И каждый человек будет видеть с точностью до тиына, сколько и с какой регулярностью работодатель перечислял за него 5 % выплат.
— Это такая замена социального налога, который сейчас есть у предпринимателей, так?
— Нет, не так. Наша пенсионная система состоит из трех уровней. Первый уровень – солидарный, он финансируется за счет бюджета. Из этих денег выплачиваются пенсии пенсионерам, которые имеют трудовой стаж до 1998 года. Фактически, это все, кто начинал работать еще в советское время. Подавляющее число текущих пенсионеров получают пенсии из этого солидарного уровня. Помимо трудовой пенсии, которую получают все пенсионеры, есть еще базовая пенсия, которая платится всем, независимо от стажа, и равна половине прожиточного минимума. Так вот, в рамках первого уровня солидарная трудовая пенсия будет платиться только тем, кто имел стаж до 1998 года, а их с каждым годом будет все меньше и меньше. И по нашим прогнозам, люди, которые будут выходить на пенсию в 2040-ых годах, не будут иметь ни одного месяца стажа до 1998 года и, соответственно, не будут иметь солидарную трудовую пенсию. И как раз
новый 5 %-ный накопительный компонент взносов работодателя, совместно с 10 %, которые делает сам вкладчик, будут заменять солидарную пенсию.
— Здорово, конечно. Только сейчас это бюджет платит, мы берем из общей кассы. А теперь будут стимулировать работодателя.
— Чтобы 5 %-ный компонент превалировал.
— А с чем связано решение перераспределить ответственность с государства на определенного работодателя? Это вопрос общего старения населения или бюджета не будет хватать?
— Это вопрос общий экономический. Во всем мире существует распределение ответственности за социальное обеспечение населения между тремя основными игроками. Первый – государство, оно никогда не откажется от своей роли в социальном обеспечении. За государством в любом случает остается базовая пенсия, которая с принятыми поправками будет увеличиваться. Размеры ее будут зависеть от вашего стажа. Если стаж более 35 лет, то базовая пенсия будет равна одному прожиточному минимуму. А сейчас платится всем одинаково — половина прожиточного минимума. Если стаж 10 лет и менее, то половина прожиточного минимума. За каждый год будет начисляться по 2 %. А если 35 лет, то полный прожиточный минимум. Это все связано с распределением ответственности между государством, работником. Работник, начиная с 1998 года, платит свои 10 %. Теперь, с 2018 года, ответственность налагается и на работодателя.
— По этой схеме получается, что работодатель был самый безответственный.
— Нельзя так сказать. Но показатели говорят, что ответственность необходимо распределять. Если все оставить как есть, то коэффициент замещения пенсии — то есть, размера пенсии к последней заработной плате перед выходом на пенсию, будет постепенно снижаться. Сейчас этот показатель 40 %, что в целом соответствует стандартам Международной организации труда. Если ничего не менять, то к 2040-2050 годам этот показатель будет снижаться. Поэтому была применена такая мера. В демографическом плане — после 2030-х годов у нас будет старение населения. То есть, в связи с улучшением экономического состояния страны и здравоохранения продолжительность жизни будет расти. Это хорошо. Сейчас коэффициент соотношения работников к пенсионерам – 1,8:1. Это регулярно работающее население, платящее налоги и пенсионные взносы. А с годами этот показатель будет снижаться. Поэтому необходимо вводить дополнительные источники финансирования выплат.
— Собрать деньги можно. Но если говорить о длительном периоде и экономической турбулентности, которая началась более восьми лет назад, которой конца и края не видно, то встает вопрос о сохранности и доходности все этого. Какая гарантия, что эти деньги не обесценятся до 2040 года, когда вы планируете начать выплаты?
— По 10%, которые являются собственностью каждого работника, в законе четко прописана гарантия государства о сохранности этих накоплений. При выходе на пенсию накопления будут равны взносам за все годы плюс накопленная инфляция. И если с тем инвестдоходом, который заработал ему ЕНПФ, сумма будет меньше суммы накоплений с инфляцией, то государство обязано оплатить разницу. Уже несколько лет государство платит государственную гарантию по сохранности пенсионных накоплений каждому выходящему на пенсию.
— Инфляция – это одно. А у нас за последние четыре года было несколько девальваций.
— Дело в том, что пенсионные выплаты в тенге. Пенсия предназначена для обеспечения жизни в пенсионном возрасте. Эти деньги, как правило, тратятся внутри страны, а не инвестируются за рубеж. И здесь основным показателем является инфляция. В первую очередь оценивается покупательская способность тенге внутри страны. Сколько за условную тысячу тенге человек может купить в этом году. И мы должны обеспечить пенсионеру прожиточный минимум. Этот же прожиточный минимум мы должны обеспечить ему и в будущем. Поэтому основным показателем адекватности пенсионных выплат является их приумножение на уровень инфляции. В чем преимущество объединения пенсионных фондов? Не говоря о сокращении административных расходов, если взять результаты 2011-2013 годов, то доходность, показанная частными пенсионными фондами, варьировалась от 2,2 до 4,2 % за эти годы. А по результатам 2014 года, когда инвестиционное управление пенсионными активами было передано Нацбанку РК, доходность составляла 6,3 %. Это ниже инфляции по итогам 2014 года. Но уже по первому полугодию 2015 года доходность пенсионных активов превысила 3 %. При том, что инфляция за полгода составила чуть больше 1 %.
— То есть, мы пока опережаем инфляцию.
— Да. Есть опережение доходности над инфляцией. Конечно, нужно еще прожить непростые полгода. Но мы и Нацбанк думаем, что Нацбанку удастся показать доходность, превышающую уровень инфляции. Все пенсионные активы были переданы Нацбанку, новые 5% тоже будут приходить Нацбанку. Полагаю, здесь тоже есть элемент защиты, элемент гарантии, потому что государство более ответственно относится к вопросам инвестирования. В связи с поправками к закону, функции по стратегическому управлению пенсионными активами, по выработке стратегических направлений переданы совету по управлению национальным фондом, который возглавляет глава государства. Членами совета являются глава правительства, главы палат парламента и другие руководители нашего государства. Поэтому этим законом поднимается уровень ответственности за принятие решений.
— Как вы считаете, эффективность управления связана с профессионализмом или просто в ЕНПФ больше денег?
— Можно привести пример. 50% всех пенсионных активов инвестировано в ценные государственные бумаги Казахстана, выпущенные Министерством финансов. Внутри государства всегда легче определить доходность, которая будет от торговли этими бумагами. Раньше так не было. Пенсионные фонды покупали, перепродавали друг другу эти бумаги. И реальная доходность была непонятна.
— Теперь все прозрачно.
— Зачем здесь нужны частные фонды? Государство, с одной стороны, выпускает облигации, с другой стороны, в лице управляющего пенсионными активами, их приобретает. Многие частные пенсионные фонды были аффилированы с банками второго уровня. И зачастую происходило перекрестное финансирование. Фонд финансировал банк.
— Покупая его облигации и ценные бумаги.
— Соответственно, доходность и ценообразование по ним были непонятны. А теперь достаточно прозрачно. На конкурсной основе все это происходит.
— Вопрос по более доходным инструментам стоит и у профессионального сообщества. Эта тема муссируется последние 15 лет. Государственно-частное партнерство, потенциальные инвестиции пенсионного фонда в инфраструктурные проекты. Какова перспектива? Пойдет ли ЕНПФ? Готово ли государство так поднимать доходы? Есть ли какие-то долгосрочные проекты?
— Ответ на этот вопрос заложен в стратегии инвестиционного управления и в инвестиционной декларации. Пенсионный фонд придерживается консервативно умеренной стратегии пенсионного инвестирования. Понятно, что в абсолютно рискованные проекты пенсионные активы не будут инвестироваться, только в рентабельные, надежность по которым гарантирована.
— Программа «Нурлы жол», инфраструктурные проекты, государственно-частное партнерство. Как вы это оцениваете?
— Понятие инфраструктурного проекта предполагает поручительство государства выплатить сумму, которая изначально инвестировалась плюс доходность. Поэтому при наличии таких гарантий наши пенсионные активы должны работать на инфраструктурное развитие – строительство дорог, электростанций и прочего.
— Как вы думаете, какова перспектива, что это произойдет? 3-6 % доходности — это почти статистическая погрешность. А хочется, чтобы деньги приумножались.
— Деньги приумножаются. Сегодня пенсионные активы составляют 4,9 трлн. тенге, через несколько месяцев сумма превысит 5 трлн. тенге. 20 % этой суммы – этот инвестдоход, заработанный с 1998 года. Инвестиционный доход есть. Большая доходность связана с большими рисками. Мы говорим, что можно инвестировать в банки второго уровня под высокие проценты, но забываем про примеры разных банков.
— Вы сами на какой позиции?
— Я за умеренно консервативный принцип. Деньги активов длинные. Они должны работать на долгосрочную перспективу. Но это надежные проекты с приемлемым уровнем рентабельности.
— Длинные проекты. Вы планируете просматривать работу в 2040-е годы. Согласно прогнозам ваших аналитиков, что нас ожидает в ближайшие 10-15 лет?
— Накопительная пенсионная система так и называется, потому что зависит от суммы, которую каждый человек сам внес на свой счет, в зависимости от трудовой деятельности. Наши расчеты показывают, если человек 35-40 лет регулярно делал отчисления от среднестатистической зарплаты, то уровень его пенсии, учитывая все компоненты — и базовую, и накопительную, и 5 % от работодателя, должен составлять примерно 40 % от зарплаты, которую он получал перед выходом на пенсию. Это соответствие международным стандартам. Наши расчеты это четко показывают. Другой вопрос, что у нас не все платят регулярно. Не все участвуют в формальном секторе экономики. Наша статистика показывает, что из 10 млн. счетов, которые у нас есть, регулярно платят хотя бы 1 раз в год 6 млн. человек. Но при эта цифра увеличивается, 5 лет назад было 4,5 млн. Если человек хочет получать хорошую пенсию, то нужно делать отчисления в течение 30-35 лет.
— А что касается общеэкономических прогнозов? Не готовы их делать? К чему вы готовитесь?
— У нас 3 сценария. Пессимистический, реалистический и оптимистический. Основные наши сценарии основаны на пессимистическом и реалистическом. Результаты, о которых я говорил, больше связаны с пессимистическим сценарием. Есть отрицательная доходность. Она когда-нибудь будет ниже инфляции. Когда темпы прироста зарплаты очень высокие. Даже при таких сценариях мы видим адекватные коэффициенты замещения.
— А давайте поговорим с точки зрения вкладчика. Новое пенсионное законодательство предусматривает расчет стажа. Между тем трудовые книжки, как таковые давно не в почете. Где и как человек будет доказывать свой стаж? Может стоит позаботиться об этом уже сегодня.
— Если мы говорим про накопительную систему, то никакая трудовая книжка не нужна. Ваш трудовой стаж высчитывается по перечисленной сумме.
— С какого момента начал платить.
— И как регулярно. Это практикуется во всем мире. Мы и сегодня можем сказать с точностью до каждого тиына по каждому вкладчику.
— То есть, граждане, получающие зарплату в конвертах, не имеющие минимальных отчислений, по сути приравниваются к неработающим.
— Для государства человек работающий — тот, кто платит налоги и делает пенсионные отчисления. Если человек всю жизнь проработал, но не платил налог и не делал пенсионные отчисления, как можно говорить об адекватном обеспечении? Государство не отказывается от него. Оно будет выплачивать ему базовую пенсию, которая равна половине прожиточного минимума.
— Как у вас складываются отношения с вкладчиками? История с объединением хлопотная. Нужно перепроверить кучу бумаг, параллельные счета, вся эта путаница. Разобрались?
— Процесс объединения начался в октябре 2013 года и фактически завершился 28 марта 2014 года, когда последний тенге перешел на наши счета. Потом еще архив был принят. Но основная масса заняла полгода.
— Есть еще какие-то отзвуки? Или все прозрачно?
— Все прозрачно. Есть единичные случаи, когда-то пенсионные фонды неправильно делали отчисления. Сейчас все перепроверяем. Мы говорим о 9 млн. счетов. Для вкладчиков ничего не изменилось. Они были вкладчиками частных пенсионных фондов, стали вкладчиками ЕНПФ. Приходить, подписывать документы не нужно. Они могут прийти, посмотреть выписку суммы с точностью до тиына, которая перешла ему из прежнего фонда. В выписке указано, какой фонд, какая сумма перевода и дата перевода, потом суммы, которые поступали у нас.
— А куда же делись сотрудники всех пенсионных фондов и управляющих компаний?
— ЕНПФ создавался на основе ГНПФ – из 9 частных и 1 государственного фондов. Когда мы расширялись, приоритет давался работникам частных пенсионных фондов. 60% принятых работников из частных фондов, в том числе и по регионам. Всего в системе раньше работало 14 тысяч человек. Сейчас 2,5 тысячи.
— В общем, количество профессиональных финансистов резко увеличилось на рынке труда.
— Увеличилось и было поглощено другими финансовыми структурами.
— Насколько граждане доверяют вашей системе? Вы проводите социологические исследования? Вам это интересно?
— Мы постоянно мониторим, вопрос доверия – важный вопрос. Это не только доверие к ЕНПФ, но и в целом к государственным институтам, работающим в той сфере. Наши исследования показывают, что по качеству работы и обслуживания серьезных нареканий нет. Наши вкладчики удовлетворены работой. Есть вопросы к инвестиционному управлению, к правильности инвестирования. С одной стороны, это правильно, мы будем нашу работу улучшать. Качество обслуживания и доверие клиентов – это ключевые моменты нашей корпоративной стратегии развития на 5 лет. Мы хотим проводить большие обучающие программы для населения, для молодежи. Хотим выезжать на предприятия, объяснять, как работает накопительная пенсионная система, использовать новые технологии.
— А подробнее?
— Стандартное обслуживание – вы можете прийти в один из 236 наших офисов по всей стране, включая районные центры. Этот стандартный механизм понятен для людей среднего и старшего возраста. Для молодых людей и городских жителей мы предлагаем обслуживание через интернет – электронное обслуживание. Вы можете прийти к нам, получить логин и пароль или даже прийти в ближайший к дому ЦОН, получить электронно-цифровую подпись и хоть каждый день у себя дома получать выписку своего индивидуального пенсионного счета. Это мы уже реализовали. Если человек не может пользоваться интернетом, то может прийти в ЦОН и получить выписку. В дальнейшем мы хотим ввести не только получение выписки, но и заключение нового договора, изменение способа информирования и других реквизитов по договору. То есть, вкладчику по достижению пенсионного возраста уже не нужно приходить к нам. Он может зарегистрироваться на нашем сайте, приложить свою электронно-цифровую подпись и ему автоматически пойдут выплаты на карточку.
— Людям нравится?
— Нравится. Потому что человек не стоит в очередях, не тратит свое время, выписку может получить онлайн 24 часа в сутки. Может мониторить, насколько правильно работодатель отчисляет его взносы. Иногда работодатель не вовремя перечисляет взносы. За это есть штрафы и пени. И они тоже попадают на счет вкладчика. Мы разработали мобильные приложения на все ресурсы системы. Все бесплатно.
— То есть, можно зайти в магазин и скачать приложение.
— Да. И пользоваться со своего телефона.
— Скажите, когда люди узнают, что вы – руководитель единственного главного пенсионного фонда страны, часто ли они задают вам вопросы, что такое пенсионная система и как она работает? Тенденцию видите?
— Вопросы задают всегда. Тенденция – уровень осведомленности и компетентности в вопросах пенсионной системы возрастает. Поскольку эта тема актуальна и вызывает много вопросов. Система модернизируется, изменяется, поэтому все новшества мы разъясняем.
— А что вам лично дает работа в качестве руководителя ЕНПФ?
— Для меня это большая ответственность и доверие со стороны государства. Это огромный опыт работы. Потому что мы работаем с 9 млн. счетов. Пенсионные активы – это стратегические активы страны. Это более 11% ВВП страны. И эта сумма будет расти. Ежегодный темп прироста наших активов — 20%. И будет еще больше, так как добавятся 5% взносов работодателя. Мы будем делать все, чтобы наша работа была качественной. А активы находились в сохранности и приумножались.
— Спасибо большое за содержательную беседу!
Видеоверсию смотреть здесь.