Профессор археологии Виктор Зайберт вместе с археологом и путешественником Арманом Умарходжиевым получили премию года «Алтын журек» в номинации «Меценат года». Работа ученых и исследования – это всегда жизнь меценатов. Ведь свой труд они дарят обществу, подрастающему поколению. И эту награду вручили исследователям, которые работают с целью воспитания исторического сознания.
— Археологи теперь у нас миллионеры? За что вы получили эту награду?
— А. У.: Для нас самих это было приятной неожиданностью. Оказывается, в Казахстане уже 9 лет проводится такой конкурс. Организаторы каким-то образом вычисляют людей, которые делают вклад в благотворительность, меценатство. Свою награду мы получили за то, что сняли два исторических фильма на собственные средства и безвозмездно передали их для показа на республиканском телевидении. Это очень приятно.
— То есть вы, не привлекая спонсоров, за свои средства сняли фильмы.
— А. У.: Самое интересное, что мы сначала бегали по спонсорам, инвесторам и меценатам, но ничего не нашли. Но так как дело было уже начато, нужно было его довести до конца. В итоге мы сами стали меценатами.
— Приятно, что награды находят достойных. Можно подробнее об этом проекте? Вы вложили в него усилия, время, деньги и подарили народу. В чем суть проекта?
— А. У.: Начнем с того, что это два разных проекта. Первый – раскопки на городище Тараз, которые ведутся с 2011 года. В этом году там проводился юбилей Казахского ханства. По ходу раскопок мы снимали документальное кино. В самих раскопках участвовали известные ученые-археологи. Главным экспертом выступил Виктор Федорович. Фильм называется «Тараз в потоке истории». Его уже раз сто показали на многих республиканских каналах. И еще будут показывать. Фильм получил высокие оценки от руководства этих каналов и зрителей. Вторая картина — «Мудрец из рода саков», о котором уже говорилось. С 29 октября он идет в казахстанских кинотеатрах. Собранные от продаж средства будут переданы в благотворительный фонд пострадавших от чрезвычайных ситуаций. В их числе и пострадавшие в Непале.
— Получается, эта благотворительная акция и была учтена при назначении премии?
— А. У.: Я не знаю, как они учитывали. Не исключено, что поэтому.
— Возможно, вы можете претендовать на еще одну премию, потому что все средства перечисляете в фонд пострадавших от землетрясения.
— А. У.: Организатором мероприятия является фонд красного полумесяца Казахстана. Директор — Елена Ким, человек широкой души и большого сердца. Она сама вызвалась наградить нас.
— То есть эту акцию вы проводите совместно с Красным полумесяцем Казахстана. А где и когда прошел фильм?
— А. У.: «Мудрец из рода саков» прошел с 29 октября по 1 ноября в Астане, Караганде, Шымкенте и Алматы.
— Стоимость билетов была такой же, как голливудский фильм?
А. У.: Нет. Ведь это документальное кино. Как говорится, неформатное.
— Тогда почему вы думаете, что оно будет интересным? Разве ходят ли люди на документальные фильмы в кинотеатры? Что может заставить человека заплатить деньги и пойти?
— В. З.: Я последние три дня участвовал в общественных мероприятиях Алматы. Там среди людей царило такое возбуждение. Они хотели делать что-то доброе, перспективное, одухотворенное. Римляне говорили: «Хлеба и зрелищ!». Сегодня это не актуально. Сейчас люди хотят наполнить себя духовно. И именно эта духовность заставляет их участвовать в общественных мероприятиях, смотреть фильмы.
— А сам документальный фильм чем может зацепить?
— А. У.: Нашей задачей было экранизировать научное исследование. Я не видел такого рода общественных фильмов. Чтобы решить эту задачу, собрали творческий коллектив. Я бы хотел особо отметить талантливого режиссера фильма Александра Дроздова. Без него эта статуэтка бы здесь не стояла. Также хотел бы отметить сценариста Алесю Драницу и поблагодарить видеоинженера Аркадия Цая. Думаю, зритель отметит его работу. Звукорежиссер Адиль Доскемпиров тоже отлично справился со своей частью. Он сделал фильм со всеми блокбастерскими наворотами. Благодаря этой творческой группе, фильмы стали смотрибельными.
— А почему именно Будда? Зачем ехать за тысячи километров в Непал?
— А. У.: Имя Будды Шакьямуни переводится как «мудрец из рода саков». А мы имеем непосредственное отношение к сакам. Мы живем на земле, на которой 3 тысячи лет назад жил народ, называвшийся саками. У них было огромное государство, единая религия. С одной стороны, мы много о них знаем. С другой — не знаем ничего. Наш фильм – это ответ на вопрос, был ли Будда саком, если его имя переводится как «мудрец из рода саков»?
— Виктор Федорович тоже считает, что Будда был саком? Что об этом говорит наука?
— В. З.: Прежде всего я хочу сказать, что этот фильм появился благодаря стилю жизни и характеру самого Армана. Картина очень динамичная и содержит интригу. Если вы заметили, все фильмы ВВС направлены на индивидуализацию истории. Мы сто лет занимаемся проблемами эпох. Как правило, нам известны только отдельные лидеры, а конкретных народных героев мы не знаем. И сегодня зрителю нравится, когда на историческую арену выходит персона, о которой ранее ничего не было известно. А ведь Будда – основатель одной из мировых религий, но мы при этом ничего о нем не знали.
— Теперь мы знаем, что он — сак.
— В. З.: Да, теперь мы знаем, что его нужно изучать и говорить о нем. Был ли он саком? С исторической точки зрения это возможно. Потому что
степной образ жизни не менее, чем 6 тысяч лет назад охватил всю систему Евразийского континента, Индию, Китай, Японию, Корею.
— Вы хотите сказать, что саки могли добраться до тех мест?
— В. З.: Теоретически это не было проблемой. Сегодня мы знаем ряд культур в Пакистане и Индии, которые можно соотнести с китайской культурой Яншао, с Ботайской культурой в Северном Казахстане. Это культуры одного порядка.
— А какие есть параллели в буддизме и степной культуре?
— В. З.: Вы знаете,
искать параллели здесь опасно. Новая идеология не всегда возникает на опыте бытовой или политической жизни.
В той зоне земного шара есть исторический дух. Топонимика и остатки материальной культуры, ступы…
— Ступы – это буддистские захоронения.
— В. З.: Они фиксируются не только через сакские захоронения раннего железного века, но и через эпоху бронзы. По первой аналогии степной мир начинается с захоронения ботайцев в жилищах в виде курганов. Потому что деревянная пирамидальная конструкция была закрыта земляными пластами черного цвета, что напоминало курган. После ботайской культуры, уже в культуре 3 тысячелетия, появляются самостоятельные погребения в виде вот таких домиков для мертвых. Сначала мертвые хоронились в домах живых, а потом люди хоронились в домах мертвых. А ступы – это чисто степной элемент архитектуры. Насколько идеологически связаны буддизм и языческие представления – это уже отдельный разговор.
— Я слышал, что еще в 19 веке академик Григорьев заявлял, что скорее всего Будда происходил из рода саков. Об этом говорит его имя, параллели у тенгрианства и буддизма есть.
— В. З.: Я бы добавил, что все мировые религии начинались с простых элементов – аскетизма и альтруизма. Без них невозможно было создать общество. А без социума, без этноса человек не может существовать. И уже в зависимости от территориальных, социально-духовных, языческих представлений формируется процесс религии – ислам, христианство или буддизм.
— Может, именно вы, проявляя альтруизм, являетесь зачинателями новой религии – археологизм. Что дальше? Куда нацелена ваша археологическая лопата? Чего ждать обществу от новых археологов?
— А. У.: Я думаю, любой археолог мечтает сделать великое археологическое открытие.
— Насколько я знаю, вам, Арман, это удалось. Виктору Федоровичу тоже.
— А. У.: За каждым открытием стоит большая археологическая работа – до и после него. Так и здесь. Данные, полученные в результате экспедиции в Непал, не только ответили на наши вопросы, но и поставили ряд новых, на которые нужно ответить. Поэтому мы мечтаем вернуться в туда и провести более углубленные исследования. Первая экспедиция была вроде разведки. Теперь хотим отправиться в новую экспедицию в Непал, чтобы рассеять все сомнения.
— В. З.: Думаю, что дальнейшая экспедиция в Непал поднимет не только вопрос о Будде, но и другие вопросы взаимодействия людей в эпоху древности. Сегодняшнее развитие науки истории, археологии идет во взаимодействии с лингвистикой, языкознанием и генетикой. И уже первые результаты, в том числе и по геному Будды, показывают значительную метисацию населения земного шара с очень раннего времени. Представляете, уже на Ботае в 4 тысячелетии в коллективном захоронении были антропологические типы — протоиндоевропейский, средиземноморский, монголоидный, экваториальный. Это говорит о том, что эпоха после каменного века было очень динамичная. Возможно, этот динамизм был спровоцирован стихийными бедствиями, климатическими и ландшафтными катастрофами в так называемый период гибели Атлантиды. В 5 тысячелетии заполняется акватория Черного моря. И конечно же, было движение в сторону свободных территорий – степей.
— А может людьми руководила жажда приключений и новых открытий, как у вас с Арманом?
— В. З.: Без этого просто не может быть движения вперед.
— Я думаю, когда через 5 тысяч лет археологи раскопают черепа нас троих, тоже будут удивляться тому, какие разные типы здесь представлены. Спасибо вам! Желаю новых открытий и новых наград!
Видеоверсию смотрите здесь.