Итак, новые поправки в закон «О телерадиовещании» внесены. С 1 января 2016 года вступит запрет рекламы на иностранных каналах, которые вещают в РК. Смогут ли отечественные телеканалы эффективно использовать новшества закона «О телерадиовещании» для улучшения своей работы? Журналист Серик Жолдасбай на страницах казахскоязычного сайта Qamshy.kz пытается найти ответ на этот вопрос.
«Теперь, благодаря этим изменениям, на территории страны будет запрещена деятельность иностранных телеканалов. Это, безусловно, благотворно повлияет на развитие отечественных средств массовой информации…
Так, по словам генерального директора «31-канала» Багдата Коджахметова,
после запрета рекламы иностранных телеканалов отечественные получат дополнительные доходы в 3-4 миллиарда тенге
что, по его мнению, даст возможность снять 1000 часов телесериала. Для сравнения — в прошлом году в России было снято 1800 часов, в Казахстане всего 200. Теперь, благодаря этому закону, у отечественных СМИ есть шанс если не перегнать Россию, то во всяком случае существенно улучшить ситуацию.
Однако есть и те, кто утверждает, что изменение не даст существенной отдачи. Один из них — известный журналист Серик Ергали. По его словам, казахскоязычные СМИ, проявляя слабость, не ведут борьбу за свою долю на информационном рынке.
– Иностранные телеканалы размещают рекламу в основном на русском языке, а на казахском реклама размещается посредством переводов. Кроме того, основная часть рекламы, размещаемой в периодической прессе, приходится на долю русскоязычных изданий. В этом прежде всего виновны сами казахскоязычные СМИ и их неспособность защищать свою долю в медийной среде с политической, социальной и финансовой стороны. Если в закон будет введена норма, обязывающая рекламодателя в обязательном порядке размещать свою рекламу на государственном языке, тогда для казахскоязычных изданий наступит праздник. К сожалению, казахскоязычные СМИ никак не могут пролоббировать свои интересы. Более того, отдельные руководители казахскоязычных СМИ даже не понимают, что означает само слово лобби, — с горечью говорит Серик Ергали.
Действительно, принятие нормы, обязывающей рекламодателей размещать свою рекламу на государственном языке, было бы благим делом. Однако пока эта задача не под силу казахскоязычным СМИ. Хотя само внесение изменений и дополнении в статью 34 закона РК «О телерадиовещании» – большое новшество.
Благодаря этим изменениям в стране будет запрещена ретрансляция рекламы российских телеканалов. То есть, отечественные телеканалы при ретрансляции иностранных телепрограмм, в том числе российских, будут вынуждены вырезать оттуда рекламу или прекратить ретрансляцию телеканала. Аппаратура для монтажа таких телерадиопрограмм каждому каналу обойдется в 1-1,5 миллиона тенге. А это означает, что у операторов появятся дополнительные расходы на сумму около 60 миллионов тенге. Что, в свою очередь, может привести к тому, что начиная со следующего года кабельные операторы начнут отказываться от ретрансляции иностранных телеканалов.
Всем известно, что большинство иностранных телеканалов, работающих в стране – российские СМИ. Если российские телеканалы не будут соблюдать требования данной статьи, то их деятельность в Казахстане будет прекращена.
Как известно, власть против трансляции российских телеканалов. Генеральная прокуратура страны уже выступала с предложением запретить в стране деятельность иностранных телеканалов, не прошедших регистрацию в нашей стране. По словам заместителя генерального прокурора Андрея Кравченко, деятельность российских телеканалов, которые не прошли регистрацию в соответствующем госоргане, вызывает опасения. Он отметил необходимость принятия соответствующих правовых норм и конкретных мер.
И вот закон принят и вступил в силу. Теперь надеемся, что власть эффективно использует новые правовые нормы, чтобы защитить информационное пространство страны», — заключает автор.
Источник: Qamshy.kz