Торговые центры в Казахстане растут как грибы. Несмотря на растущее количество супермаркетов, уличная торговля процветает. Понятно. Доход без налогов – оплата наличными и никаких квитанций при обслуживании, пишет в своем блоге экономический обозреватель Валентина Владимирская.
«Председатель Комитета госдоходов минфина Даулет Ергожин оплату наличными не одобряет. На налоговой конференции по противодействию теневой экономике, прошедшей 13 ноября в Алматы, Ергожин рассказал о возможности достижения 98% безналичных расчетов. Казахстан по этому пути уже продвигается — запущена система контрольно-кассовых машин (ККМ) с фискальной памятью, на сегодня пробито 104 млн чеков на 320 млрд тенге. До конца года планируется завезти 40 тысяч новых кассовых аппаратов.
Даулет Ергожин
Ергожин понимает, что для мелких предпринимателей pos-терминал – это серьезные расходы, но субсидирование их установки для малого бизнеса через лизинг пока обсуждается в правительстве. Терминал был бы доступен на следующих условиях: 100 тысяч при сроке аренды в 10 лет и ежегодном платеже в 10 тысяч тенге.
С Нацбанком КГД обсуждает вопрос снижения банковских комиссий с нынешних 1-3% – еще одного тормоза внедрения оплат через pos-терминалы. Даулет Ергожин считает, что объединив свои процессинговые центры, несколько крупных банков станут зарабатывать меньше, но нарастят ликвидность.
Боюсь, он слишком хорошего мнения о банках.
«1 января законодательство изменится. Налоговая отчетность сократится и исправится — сейчас она вся искажена,» — говорит глава КГД.
Казахстан к 2017 году, скорее всего, перейдет от НДС к налогу с продаж. Налоговая нагрузка для малого бизнеса снизится. У малого бизнеса нет пяти-шести ступеней поставок. Как сказал Ергожин: «Когда парикмахер стрижет клиента, он получает деньги напрямую. Подстриг, отдал 5% и о нем забыли».
«Вопросы по налогу с продаж возникают у тех, кто использует многоступенчатую систему поставок. Так, в строительстве больницы в Кызылорде участвовала одна реальная компания, пять сомнительных предприятий среди поставщиков и десять лжепредприятий среди компаний-поставщиков второй ступени. Если нужен кирпич — купите на кирпичном заводе, цемент – на цементном, арматуру – на арматурном. Зачем покупать через посредников, не напрямую? Чтобы раздуть стоимость? Такие бизнесмены – против налога с продаж, ведь у них реально доходы сократятся.
Сейчас в Казахстане мелкие компании не платят НДС, хотя в других странах это обязательно для всех налогоплательщиков, нижняя планка в Европе – 500 евро. Страдает крупный бизнес. У него нет вычетов. Например, у строительных компаний, которые участвуют в госзакупках,» — пояснил Даулет Ергожин.
Риски по поставщикам-лжепредприятиям высокие. Компании не хотят нести ответственность за сотрудничество с лжепредприятиями.
— Что сделать, чтобы исключить такую ответственность? – спросили из зала.
— Если компании сами откорректируют свою отчетность, то неприятностей не будет. Уберите свои обороты и вопросов возникать не будет. В противном случае будут правовые последствия, – обещает глава КГД.
Налоговики свирепствуют, налогоплательщики уходят от налогов — классика жанра с местным колоритом.
Источник: блог Валентины Владимирской