По данным начальника департамента Генеральной прокуратуры Асета Чиндалиева, по статистике увеличение штрафов не приводит к снижению правонарушений на дорогах. В качестве доказательств того, что штрафы в РК нужно снизить, прокурор привел сразу 3 фактора, передает Zakon.kz.
В первую очередь – снижение доходов населения из-за непростой экономической ситуации. Кроме того, по данным прокуроров, за последние 15 лет размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз, в то время как доходы населения – лишь в 7 раз:
— С 2001 года размеры некоторых штрафов увеличились в 25 раз – с 15 до 396 тысяч тенге. При этом среднемесячная зарплата повысилась всего в 7 раз – с 17 до 124 тысяч. Мы изучили опыт других стран и выяснили, что в Западных странах и России при более высоком доходе штрафы в разы меньше. Минимальный штраф за превышение скорости в Люксембурге при средней зарплате 1 миллион тенге составляет 15 тысяч. У нас — 20 (тысяч тенге — авт.) при средней зарплате 124 тысяч. В Германии он в 2 раза меньше, в Австрии – в 3, в России — в 8 раз. Максимальный штраф при превышении скорости в Люксембурге составляет 45 тысяч тенге, в России — 22 (тыс тенге — авт.), а в Казахстане – 80 (тысяч тенге). Это весь месячный оклад среднестатистического бухгалтера или 2 зарплаты охранников и водителей, — пояснил А. Чиндалиев
Еще одним немаловажным фактором снижения штрафов в РК является то, что нарушители не торопятся выкладывать из карманов большие суммы:
— Самая высокая взыскиваемость штрафов – за управление машиной без документов – 63%. На наш взгляд, причина в этом – в размере штрафа 8 тысяч тенге. В среднем, 11 тысяч тенге – штраф за нарушение правил проезда перекрестков. Здесь взыскиваемость чуть ниже – 48%. Максимальный штраф – 396 тысяч тенге уплачивают лишь в 17 случаях из 100. А ведь это самые опасные нарушители – нетрезвые водители без водительских прав, которых нельзя арестовать. Как видно, чем выше сумма штрафа, тем меньше шансов на то, что он будет уплачен, — заключил А. Чиндалиев.